Найти тему
РЖД Цифровой

Поезда РЖД переходят на беспилотное управление

Мировой рынок автономных поездов в 2022 году достиг $8,3 млрд, и ожидается, что к 2030 году этот показатель вырастет до $12,3 млрд, при среднегодовом приросте в 5,1%. Высокий уровень автоматизации способствует улучшению контроля скорости и безопасности движения. Также автономные поезда обеспечивают плавное ускорение, что увеличивает срок службы колесных пар и оборудования.

Российские железные дороги (РЖД) активно развивают технологии автономного управления локомотивами. С 2014 года на станции Лужская ведутся испытания систем автопилотирования с использованием современных микропроцессорных технологий.

Заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин отметил, что внедрение беспилотных технологий на Московском центральном кольце (МЦК) может повысить пропускную способность на 20% и сократить интервал движения поездов до трех минут.

В рамках развития технологий автоматизации НИИАС и ВНИКТИ разработали систему дистанционного управления для тепловозов, что позволяет работать без машиниста на борту. В 2024 году планируется запуск тестовой эксплуатации технологии «Автомашинист» на станции Лужская, а в 2025 году её постоянное внедрение. Система позволит повысить уровень автономности локомотивов до максимального — полного отсутствия машиниста на борту.

-2


Евгений Чаркин подчеркнул, что, несмотря на рост автоматизации, человек останется важной частью системы, контролируя работу поездов на новых этапах развития.

Автоматизация на железнодорожном транспорте делится на четыре уровня: от частичного вмешательства автоматических систем до полного отсутствия машиниста на борту, что требует серьёзной модернизации локомотивов.

Сегодня проекты по созданию беспилотных локомотивов реализуют ведущие мировые компании, такие как Siemens, Alstom и SNCF. В России разработка идет поэтапно, с достижением третьего и четвертого уровней автоматизации, что в будущем полностью изменит подход к управлению железнодорожным транспортом.