Мировой рынок автономных поездов в 2022 году достиг $8,3 млрд, и ожидается, что к 2030 году этот показатель вырастет до $12,3 млрд, при среднегодовом приросте в 5,1%. Высокий уровень автоматизации способствует улучшению контроля скорости и безопасности движения. Также автономные поезда обеспечивают плавное ускорение, что увеличивает срок службы колесных пар и оборудования.
Российские железные дороги (РЖД) активно развивают технологии автономного управления локомотивами. С 2014 года на станции Лужская ведутся испытания систем автопилотирования с использованием современных микропроцессорных технологий.
Заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин отметил, что внедрение беспилотных технологий на Московском центральном кольце (МЦК) может повысить пропускную способность на 20% и сократить интервал движения поездов до трех минут.
В рамках развития технологий автоматизации НИИАС и ВНИКТИ разработали систему дистанционного управления для тепловозов, что позволяет работать без машиниста на борту. В 2024 году планируется запуск тестовой эксплуатации технологии «Автомашинист» на станции Лужская, а в 2025 году её постоянное внедрение. Система позволит повысить уровень автономности локомотивов до максимального — полного отсутствия машиниста на борту.
Евгений Чаркин подчеркнул, что, несмотря на рост автоматизации, человек останется важной частью системы, контролируя работу поездов на новых этапах развития.
Автоматизация на железнодорожном транспорте делится на четыре уровня: от частичного вмешательства автоматических систем до полного отсутствия машиниста на борту, что требует серьёзной модернизации локомотивов.
Сегодня проекты по созданию беспилотных локомотивов реализуют ведущие мировые компании, такие как Siemens, Alstom и SNCF. В России разработка идет поэтапно, с достижением третьего и четвертого уровней автоматизации, что в будущем полностью изменит подход к управлению железнодорожным транспортом.