Найти в Дзене

Сводница

The Procuress by Johannes Vermeer
The Procuress by Johannes Vermeer

«Сводница» (англ. The Procuress) – представлена в постоянной экспозиции в Галерее старых мастеров (Дрезден, Германия). Это одна из трёх картин Вермеера, подписанных и датированных художником (помимо «Географа» и «Астронома»). Картина написана им в 1656 г. в возрасте 24 лет. Холст, масло, 143 х 130 см. (56 1/8 х 51 1/8 дюйма) https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/415421

В своей картине «Сводница» Вермеер перенес масштаб фигуры своих ранних исторических сцен на тему жанровой живописи. Вместе с этим другим жанром живописи в центре его творчества оказался и удивительно новый способ видения и рисования. При этом он ориентировался на картины голландской группы художников, расцвет которой пришелся на 30-летнюю историю: утрехтских караваджистов. Начиная с картины «Сводница», элементы этого художественного течения в виде заимствований или аллюзий пронизывают всё его последующее творчество.

По-видимому, Вермеер начал картину с намерением изобразить жанровую сцену с четырьмя фигурами почти в натуральную величину в традициях Караваджо. Группа находится за навесной балюстрадой, где персонажи общаются как друг с другом, так и со зрителем в ограниченном пространстве. Вермеер представляет нам безмятежную, спокойную сцену, на которую в первый момент не обращаешь внимания из-за неприятной ситуации. Однако он не оставляет сомнений в том, что это сцена со смыслом торговли: подчеркнуто модно одетый поклонник как раз расплачивается, в то время как его левая рука нащупывает грудь молодой женщины. Не случайно руки, занятые передачей денег, расположены точно в центре композиции, разделенной по горизонтали на две половины верхним краем барьера.

Большая часть этой картины занята ковром. Благодаря четко различимому рисунку его можно идентифицировать как ковер из города Ушака, места в Западной Анатолии, Турция, с давними и богатыми ковровыми традициями. Представленный здесь образец может быть датирован первой половиной 16-го века благодаря темно-синей грунтовке и центральному медальону в форме красной луковицы. Восточные ковры также можно найти на многих других картинах, художественное мастерство которых вызывало восхищение.

Большинство жанровых картин были не просто наивным изображением реальности, но всегда передавали моральные нормы и ценности таким образом, чтобы изменить происходящее. Эта картина не исключение, и ее предметом является проблема контроля над чувственностью, о том, что человек всегда должен быть бдительным и трезвым. Мотив алкоголя - или, если быть точным, употребления вина - является центральным элементом этой картины Вермеера. Стол расположен параллельно плоскости балюстрады. Справа на нём стоит графин. Молодая женщина в желтой куртке держит в левой руке бокал с вином, как и гуляка на левой стороне полотна; он одет в темную бургундскую одежду, в его правой руке – музыкальный инструмент - лютня.

Но действительная тема, подчеркнутая художником в своей картине, заключается в том, что всё можно купить, включая любовь. Вино разрумянило щеки молодой женщины, и она протянула руку, чтобы получить монету в качестве платы за свои услуги от кавалера, одетого в шляпу, украшенную перьями, и ярко-красную куртку. Остаётся не выясненным, происходит ли эта сцена в борделе. Кружевное изделие легко узнаваемо там, где оно было разложено слева на ковре, и это бросается в глаза. Это позволяет сделать вывод, что, скорее всего, сцена происходит в домашней обстановке. В данном случае речь идет о том, что внебрачная любовная связь завязывается с помощью сводницы, одетой в черное; вероятно, это пожилая женщина, живущая по соседству, которая пришла засвидетельствовать успешное завершение своих усилий.

Уважаемый читатель, мы надеемся, что Вам понравился этот небольшой экскурс в историю картины «Сводница» выдающегося голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского. Подписывайтесь на наш канал и наслаждайтесь нашими новыми статьями и постами о художественном творчестве Вермеера и других выдающихся голландских живописцев. Мы благодарим Вас за уделённое время и желаем Вам всего наилучшего.

С искренностью, коллектив Галереи «Ян Вермеер» – шедевры голландской живописи.

Текст заимствован из источника на английском языке с оригинальным переводом автора настоящего Дзен-канала. Источник: © 2022 TASCHEN GmbH Hohenzollernring 53, D-50672 Köln www.taschen.com / Original edition: © 1993 Benedikt Taschen Verlag GmbH / English translation: Fiona Hulde, Newcastle-under-Lyme (pages 20-21). А также из источника на немецком языке с оригинальным переводом автора настоящего Дзен-канала. Источник: https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/415421

Подписывайтесь и читайте ещё больше о творчестве Вермеера на нашем Дзен-канале: