Найти тему
Разговоры обо всём

Какие же есть у меня права и обязанности: продолжение.

Ранее я написал статью под названием: «Какие же есть у меня права и обязанности?» Эта статья является её продолжением и здесь я опишу как можно ещё отстаивать и защищать свои права.

В Российской Федерации основным источником права является нормативный правовой акт (НПА). Иерархия НПА выглядит примерно так:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- подзаконные акты министерств и ведомств Российской Федерации;

- законы субъектов Российской Федерации;

- подзаконные акты органов власти субъектов Российской Федерации.

Локальные нормативные акты (приказы различных организаций, ИП и т.д.) НПА не являются. Сначала Закон, а потом ЛНА, соответствующие Закону. Даже договоры и другие сделки, заключённые с нарушением Закона, могут быть признаны недействительными.

Только так и никак иначе – всё остальное «от лукавого».

Здесь же стоит особенно подчеркнуть, что приказ, например, какого-либо министерства не может противоречить вышестоящему нормативному правовому акту, например, федеральному закону. Если же такое противоречие имеется, то применяется федеральный закон по известному в юридических кругах принципу Римского права: «Lex superior derogat legi inferiori» – «высший по силе закон отменяет закон, низший по силе».

Конечно же не всё идёт на практике так гладко как хотелось бы, но здесь речь идёт о том, как должно быть и к чему нужно стремиться.

Именно поэтому, когда обращаетесь в адрес государственных и муниципальных органов власти нужно помнить, что какие-либо внутренние инструкции различных этих ведомств так или иначе соответствуют требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Скриншот текста Федерального закона
Скриншот текста Федерального закона

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в статье 4 даёт определение обращению, а также тому что такое:

- предложение;

- заявление;

- жалоба.

Как правило, гражданин использует форму заявления или предложения, а затем, когда ответ организации по тем или иным причинам не соответствует ожиданиям гражданина, направляет жалобу.

Чтобы избежать не нужной бюрократической волокиты в своих обращениях я не редко пишу такой абзац:

«Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в случае если моё обращение и решение поставленных в нём вопросов не входит в Вашу компетенцию, то прошу Вас направить его в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением меня о переадресации обращения».

Важным свойством Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является тот факт, что гражданин имеет право получать ответы по существу (ст. 5) и организация, рассматривающая обращение, должна дать ответ по существу (ст. 10).

Это очень важные детали, поскольку дают возможность гражданину осуществлять некую форму контроля за тем, что ответила ему та или иная организация. При необходимости, гражданин может пожаловаться в вышестоящую организацию и (или) органы прокуратуры, предоставив на рассмотрение соответствующее обоснование.

Не так давно в рамках Конституции Российской Федерации действующие уровни государственной власти разделялись на две части:

- федеральные;

- региональные.

Так было на основании ст. 12 Основного Закона: «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Из чего раньше следовало, что муниципальный уровень, как будто бы не являлся частью государства и жил сам по себе. Этого безусловно не было, но для исправления этой двусмысленности внесли изменения в Конституцию Российской Федерации и в ст. 132 Основного Закона появилось вот такое очень важное дополнение: «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Нужно сказать отдельное спасибо работе Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку именно его решения (постановления) легли в основу текста этой статьи.

Здесь же, в главе 7 Основного Закона даны базовые идеи и принципы о работе органов прокуратуры.

Так, в ст. 129 даются очерки структуры прокуратуры и её основных функций. Здесь важно отметить, что прокуроры подчиняются только вышестоящему прокурору, а сама прокуратура является (1) единой (2) федеральной (3) централизованной (4) системой органов (например, есть органы военной прокуратуры, природоохранной прокуратуры и т.д.) «осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции».

Подытоживая сказанное в двух статьях необходимо сказать:

1) каждый гражданин имеет право обращаться в любую организацию, которая так или иначе осуществляет публичные (государственные) функции: от любого сельского дома культуры, библиотеки, ФАПа до Администрации Президента Российской Федерации;

2) каждое обращение гражданина рассматривается в течение 30 календарных дней с даты регистрации;

2.1) у организации есть на регистрацию обращения 3 календарных дня;

3) ответ организации может быть обжалован в вышестоящем органе;

3.1) ответ организации может быть обжалован в органах прокуратуры.