Найти в Дзене
Время жатвы

О влиянии родителя на развитие личности и индивидуальности

Личность развивается в условиях безопасности, в присутствии принимающего и любящего надежного взрослого. Заинтересованный взгляд родителя в глаза ребенка как бы вытаскивает его, призывает к жизни. На такой глубокий личностный взгляд способен только человек сам обладающий развитой личностью. В ребенке формируется внутренний образ любящего родителя, который потом преобразуется в образ любящего Бога, который, в свою очередь, преобразуется в невидимое и безОбразное присутствие Бога в сердце личности. Так ответственный родитель исполняет свой долг пред Богом за доверенного ему малыша, будущего святого, и передает его Тому, Кому он принадлежит.

(Каноническая икона, выполнена таким образом, что смотрящий на нее обнаруживает себе в присутствии Божества, чувствует на себе взгляд Его.)

Индивидуальность развивается в условиях небезопасности, под воздействием страха и тревоги, в отсутствии поддерживающего взрослого либо в присутствии незрелого взрослого. Под незрелостью понимается низкий уровень самоосознание, зацикленность на себе, эмоциональная безответственность и т.д. В ребенке формируется внутренний надзирающий взгляд ущербного родителя (тирана, жертвы, спасателя), на основании которого выстраивается его представление о себе и способы взаимодействия с социумом.

В крайних случаях, безответственный родитель эксплуатирует ребенка в своих корыстных целях или полностью игнорирует, чем усложняет до невозможности его встречу с Богом. Он является детоубийцей, за что понесет наказание уже при жизни. Иоанн Златоуст о воспитании детей:

Хотя бы у нас все наше было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.
Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь геенский.
Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.
Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет.

Индивидуальность по сути это совокупность адоптивных под недружественную среду качеств характера и наработанных реакций. Он зациклен на себе. Не видит другого как живого и отдельного. Он вечно голоден и другие для него это ресурс. Реализация для него это успех по шкале, принятой в обществе (деньги, статус, спорт, искусство, просто известность и т.д.).

Личность и индивидуальность также можно представить как «реальное Я» и «ложное Я».

Личность и индивидуальность в разных пропорциях сосуществуют в каждом человеке. По мере самопознания и волевого устремления к реализации Божественного начала, индивидуальные животные защитные черты или изглаждаются или преображаются в доброе качество.

Например, агрессивность к людям становится ненавистью ко греху, страстям и бесам, а к людям возникает сострадание как к одержимым этими болезнями. Тревога преображается в страх Божий, а страх обид, потерь и даже смерти постепенно угасает. Страстная привязанность к родственникам и друзьям сменяется любовью ко святым и всем подвезающимся. Одиночество превращается в уединение. Робость — в скромность, кротость. Зацикленность на себе преобразуется в здравую заботу о себе, о своей участи в вечности. Уныние и депрессивность уступают доброкачественной скорби о Боге, которая растет от видения своей греховности и осознания высоты своего призвания к вечной жизни в Боге.

Так общаясь в сердце с Богом, всматриваясь в Него и мужественно отдаваясь в волю Его, человек становится личностью истинно реализованной.