На Никитском бульваре- небольшой старинный особнячок (№8а).
За небольшим сквером. Зажатый между громадой доходного дома начала прошлого века, с одной стороны. И высоким забором с другой. Современный доходный дом строят.
Центральный Дом журналиста. Домжур.
Когда- то здесь большая усадьба князей Гагариных была. Главный дом с колоннадой, флигели.
- И где же эта колоннада?- спросит читатель.
Сгорело все. В 1812 году. Один флигель остался.
Домжур - это и есть уцелевший флигель старинной усадьбы. За два века многократно перестроенный последующими владельцами.
В начале 19-го века особняк принадлежал А. М. Щербининой. В девичестве Дашковой. Дочери княгини Екатерины Романовны Дашковой. Подружки Екатерины II.
Мама дочку с трудом пристроила. Красотой дочурка не блистала. В детстве перенесла рахит и получила искривление позвоночника. «Горбатенькая». Как ее любовно называли.
Да и характер был не сахар. С матерью в контрах была. Княгиня лишила убогую дочку наследства. И даже запретила пускать ее к себе для последнего прощания.
Зато Анастасия любила жить на широкую ногу. Балы закатывала.
Пушкин сюда захаживал. В том числе, сразу после свадьбы.
А. И. Кошелев писал своему другу В. Ф. Одоевскому: «Вчера на бале у Щербининой встретил Пушкина. Он очень мне обрадовался. Свадьба его была 18-го, то есть в прошлую среду. Он познакомил меня со своею женою, и я от нее без ума. Прелесть как хороша. Сегодня вечером еду к ним».
После революции тут центральный клуб работников печати. Дом печати.
На открытии устроили банкет. Были поданы селёдка с чёрным хлебом и чай без сахара.
Руководил застольем сам Маяковский. «Кушайте сельдя, замечательный сельдь!». Почему-то с кавказским акцентом потчевал он гостей. Видимо, грузинское детство вспомнив.
Не только журналисты тут собирались. Поэты, писатели. В 1925 году тут с Есениным прощались.
Творческая интеллигенция любила тут собираться и когда Дом печати Домжуром стал. И не только творческая. И не только интеллигенция.
Я сам тут не раз бывал. В компаниях больших и малых. Только в этих больших и малых компаниях ни разу ни одного журналиста не было.
Одно время знаком был с В.Л. Богдановым. Председателем Союза журналистов России. Встречались несколько раз. Но ни разу в Домжуре.
В 2020 году в Доме журналиста проводили реставрационные работы.
Как бы, вернули тот вид, что дом имел после последней перестройки. В 1887 году. При текстильном магнате Прибылове.
В конце 2022 года завершился первый этап реставрации. Уже, якобы, кино иногда показывают. Самое главное- рестораны- наверное на второй этап оставили.
Зато восстановили исторический облик главного фасада дома.
Большие золотые буквы над входом- «Дом журналиста»- убрали.
И это правильно. Давно различные инвесторы на этот дом зарились. Может после реставрации тут вовсе и не Домжур будет.
А еще стены и фундамент укрепили.
А это неправильно. Поспешили. Впритык к дому- высокий забор. Глубокий котлован копают. Большой дом строят. С подземной парковкой.
Как бы еще раз не пришлось фундамент укреплять.