Найти тему

Лизинг автомобиля: что не учитывают бизнесмены?

Оглавление

Александр Телешинин - кандидат юридических наук, магистр корпоративного права МГУ имени М.В. Ломоносова, частнопрактикующий юрист

По лизинговому договору Лизингодатель покупает для Лизингополучателя автомобиль или другое имущество. Лизингополучатель, в свою очередь, получает имущество в пользование и уплачивает периодические платежи Лизингодателю. По итогу всех выплат - Лизингополучатель рассчитывает на приобретение имущества в собственность.

Схема достаточно простая. Чем-то похожа на кредит под залог (но кредитом не является, также как и не является арендой). Однако я не буду погружать Вас в эти юридические дебри. Скорее - расскажу про важные моменты, которые обычно не учитывают, когда берут автомобиль в лизинг.

Лизинг выгоден, если Вы работаете с НДС

Очень многие лизинговые компании в своих коммерческих условиях любят расписывать выгоды от лизинга "в цифрах". Акцентируют, как правило, на двух вещах: экономии на НДС и учете лизинговых платежей в качестве расходов.

Когда Вы платите очередной ежемесячный платеж - лизинговая компания закладывает в него НДС - независимо от того, какой режим налогообложения Вы используете (УСН, патент и так далее). Здесь кроется одна из ключевых выгод лизинга. Если Вы сами работаете на ОСНО (с НДС), то по итогам отчетного периода высчитываете разницу между входным НДС и исходящим НДС.

Входной НДС - это тот, что "сидит" в лизинговом платеже, например. Вы его отдаете лизинговой компании вместе с ежемесячным платежом. Она уплачивает в бюджет.

Исходящий НДС - это тот, который Вы платите в бюджет сами, закладывая в цену товара. Покупатель Вашей услуги или товара передает его Вам вместе с платежом. По итогу отчетного периода Вы уменьшите его на входящий НДС (надеюсь, объяснил максимально доступно).

Если у Вас идет активная бизнес-деятельность, то в этом случае затрат в виде "входного НДС" с лизингового платежа для Вас как бы нет. А вот если Вы работаете, например, как ИП на УСН, то НДС с лизингового платежа - это Ваши личные затраты, которые Вы не уменьшите. И если ООО с НДС будет платить каждый месяц фактически Х руб. МИНУС НДС, то ИП на УСН будет платить Х руб.

Более того, если Вы работаете на УСН 6% или просто выступаете в качестве физического лица (не предпринимателя), то лизинговые платежи не получится учитывать в качестве расходов. В то время, как ООО на ОСНО (с НДС) - учтет не только входной НДС, но и отдельно спишет на расходы лизинговый платеж, уменьшив, в конечном итоге, налог на прибыль.

И здесь совет такой - подумайте, а так ли выгоден лизинг, если Вы просто физическое лицо или ИП "на упрощенке"? Или, может быть, кредит будет более интересным способом финансирования Вашей покупки?

Нужно проверять условие о выкупе и цене выкупа

Лизинг бывает разный. Прежде всего, надо понимать, что бывает он выкупной и не выкупной. Выкупной позволяет Вам по итогу расчета с лизинговой компанией приобрести право собственности на автомобиль. Не выкупной - чем-то похож на аренду (Вам дали попользоваться машиной за деньги, а потом забрали, когда срок пользования истек).

Если у Вас не прописано в договоре лизинга условие о выкупе - можете даже не думать о праве собственности после закрытия всех платежей. Имущество вернется к лизинговой компании. Это нужно внимательно проверить до того, как будут подписаны документы.

При этом - в договоре должно быть не только условие о праве выкупа, но и условие о его цене. Обычно - это символическая сумма, которая не включается в график платежей. Обращайте внимание на ее размер и суммируйте с другими лизинговыми платежами. Сопоставьте с общей суммой выплат по лизинговому договору, чтобы точно знать, насколько Вам выгодно заключать сделку.

Порядок действий при поломках прописан не всегда

Автомобиль или другое имущество, которое Вы берете в лизинг - может сломаться через какое-то время. Это будет, например, вполне себе гарантийный случай. И если бы Вы сами покупали имущество (от своего имени), то направили бы претензии непосредственно Продавцу, заставили бы чинить или вовсе инициировали расторжение.

Но в лизинге есть один нюанс. Покупаете не Вы, а лизинговая компания (причем - на свое имя). Недобросовестные продавцы, которым (при любых условиях) невыгодно чинить что-то за свой счет - будут всячески Вам препятствовать. Мол, Вы у нас ничего не покупали, пусть собственник приходит и разбирается.

Однако и собственник (то есть лизингодатель) может оказаться недобросовестным. Большого смысла напрягаться для него нет. Ведь лизинговые платежи начисляются даже тогда, когда автомобиль в ремонте. Задействовать свой юридический отдел, давать какие-то разъяснения Продавцу товара - это дополнительные затраты.

По этой причине нужно проверять, насколько детально в договоре (или правилах) лизинга прописан порядок Ваших действий и действий лизинговой компании при поломке. Чем подробнее этот порядок регламентирован и чем больше у Вас прав - тем лучше. Особенно это касается тягачей и крупной техники. Ведь каждый день, пока авто или техника в ремонте - Вы теряете деньги. Ремонтировать за свой счет - не всегда справедливо и (зачастую) очень дорого.

Нужно будет следить за ключевой ставкой

Лизинговая компания, как правило, не покупает лизингополучателям имущество за свой счет. Для этого привлекается специальный банковский кредит и компания-лизингодатель живет на разницу между лизинговыми платежами и выплатами по кредиту.

Возможно, Вы когда-нибудь слышали про ключевую ставку? Раньше она называлась ставкой рефинансирования. Если простым языком - это ставка под которую ЦБ финансирует банки (дает им деньги), а они, в свою очередь, с учетом этой ставки? дают кредиты. Чем выше ключевая ставка - тем дороже для банков кредиты и тем дороже кредиты для банковских должников.

Возвращаясь к лизингу. Если ключевая ставка повышается (а повышает ее ЦБ РФ), нельзя исключать, что и Ваш лизинговый платеж может подняться (стать больше, чем по графику). Связано это с тем, что банк может увеличить лизинговой компании размер выплаты по УЖЕ ВЫДАННОМУ кредиту. Конечно, лизинговая компания будет стараться переложить это повышение на Вас. Для этого в договорах и правилах лизинга часто прописывается возможность лизингодателя увеличить лизинговый платеж при росте ключевой ставки и других расходов лизинговой компании.

Этим правом чаще злоупотребляют мелкие и региональные лизинговые компании. У крупных компаний - это встречается, но значительно реже.

Ограничения на пробег

Некоторые лизинговые компании устанавливают лимиты пробега за квартал или год. Это достаточно редкое условие, но очень опасное для тех, кто планирует регулярно эксплуатировать автомобиль или спец технику. Нарушение лимитов может приводить к возникновению у лизинговой компании права расторжения договора в одностороннем порядке.

Расторжение в лизинге - это страшная процедура, при которой у Вас просто забирают имущество (которые Вы вроде как планировали выкупить). Каждый свой платеж Вы рассматриваете как частичную оплату покупки, а не как арендный платеж за право временного пользования. Изучайте договор и правила лизинга - заранее, даже если это 50 - 100 страниц. Невнимательность и нежелание читать документы приводят к существенным финансовым потерям и даже банкротствам.

Еще больше интересных рекомендаций по лизингу и другим вопросам бизнеса Вы можете найти на моем YouTube-канале Александр Телешинин.