Сделка тысячелетия: как Рим приобрел свой главный артефакт
В анналах римской истории есть легенда, которая могла бы посоперничать с современными бестселлерами. Представьте себе: к царю Рима (то ли к Тарквинию Приску, то ли к Тарквинию Гордому) приходит старуха с девятью книгами. Она утверждает, что в них содержатся пророчества о будущих опасностях для Рима и способы их преодоления. Цена, названная старухой, кажется царю непомерно высокой, и он отказывается.
На следующий день старуха возвращается, но уже с шестью книгами - три она сожгла. Цена остается прежней. Царь снова отказывается. На третий день она приходит с тремя оставшимися книгами, но цена не меняется - 300 золотых монет.
Тут вмешиваются авгуры - римские жрецы-предсказатели. Они настоятельно рекомендуют царю купить книги, не торгуясь. Оказывается, старуха - не кто иная, как знаменитая Кумская Сивилла, а книги - сборник ее пророчеств, пользовавшихся огромным авторитетом в античном мире.
Согласно мифу, Сивилла получила от Аполлона дар жить столько лет, сколько песчинок могла уместить в своей ладони. Но она забыла попросить вечную молодость, поэтому выглядела древней старухой, почти отталкивающе.
Кто такие Сивиллы и почему им верили?
Сивиллы были не просто гадалками или прорицательницами. В античном мире их считали посредницами между богами и людьми, способными заглянуть в будущее. Наиболее известными были Дельфийская, Ливийская, Фригийская и Кумская Сивиллы, хотя римский ученый Варрон насчитывал их около десятка.
Эти пророчицы, как верили древние, жили невероятно долго и могли вступать в связь только с богами. По одной из версий, первая Сивилла была дочерью самого Зевса и Ламии. Интересно, что первое историческое упоминание о реально существовавшей Сивилле принадлежит философу Гераклиту.
Процесс прорицания Сивилл был весьма драматичным. Они впадали в неистовый транс, напоминающий эпилептический припадок, во время которого изрекали пророчества. Затем записывали их на пальмовых листьях - отсюда, возможно, и пошло выражение "листать книгу судеб".
Место, где вещала Кумская Сивилла, описано Вергилием в шестой книге "Энеиды". Там Эней встречает пророчицу, которая проводит его в подземное царство. Археологи идентифицировали знаменитый грот Сивиллы под акрополем Кум - это туннель длиной более 130 метров, вырубленный в туфе. Однако дискуссии о точном расположении грота продолжаются до сих пор.
Сивиллины книги: священный текст Римской империи
Исторически появление Сивиллиных книг в Риме датируется VI веком до н.э. Это были тексты, написанные греческими гекзаметрами и приписываемые одной из Сивилл, скорее всего, Кумской.
Изначально книги хранились в подземелье храма Юпитера Капитолийского. Однако в 83 году до н.э. случилась катастрофа - пожар уничтожил храм вместе с его бесценным содержимым. Римляне лишились своих священных текстов, но не отчаялись.
При императоре Августе была организована беспрецедентная экспедиция. Специальные посланники отправились по всему известному миру, даже в Малую Азию, чтобы собрать и воссоздать утраченные пророчества. Новая коллекция Сивиллиных книг нашла свой дом в храме Аполлона на Палатинском холме.
Как работала "небесная канцелярия" Рима?
Сивиллины книги играли ключевую роль в религиозной и политической жизни Рима. Они использовались для легитимизации введения новых культов и ассимиляции иностранных богов в римский пантеон.
Доступ к книгам имели только специально назначенные жрецы. Изначально их было двое (duumviri sacris faciundis), затем число увеличилось до десяти (decemviri), при Сулле - до пятнадцати (quindecemviri sacris faciundis), а при Цезаре - до шестнадцати.
Процедура обращения к Сивиллиным книгам была строго регламентирована. Решение о консультации принимал сенат. К книгам обращались в случае природных катаклизмов, военных угроз или других серьезных опасностей для государства. Считалось, что в них содержатся указания, как умилостивить богов и заручиться их защитой.
Интерпретация текстов была непростой задачей. Сохранившиеся фрагменты показывают, что пророчества были туманными и неоднозначными. Это давало жрецам широкое поле для толкований, что нередко использовалось в политических целях.
Пророчества в действии: как Сивиллины книги меняли историю
Один из ярких примеров влияния Сивиллиных книг на римскую историю связан с эпидемией, разразившейся в конце III века до н.э. Жрецы, консультируясь с книгами, объявили, что необходимо отправить посольство в Эпидавр - греческий город, где находился главный храм Асклепия, бога медицины.
В результате этого пророчества в 291 году до н.э. на Тибрском острове в Риме был основан храм Асклепия. Так греческий бог медицины официально вошел в римский пантеон, а Рим получил свой первый настоящий центр врачевания.
Другой пример - введение культа Кибелы, Великой Матери богов, в 204 году до н.э. Это решение также было принято после консультации с Сивиллиными книгами и имело далеко идущие последствия для римской религии и культуры.
Загадочное исчезновение: куда пропал "код" Римской империи?
Сивиллины книги хранились в храме Аполлона на Палатине как минимум четыре столетия. Однако их дальнейшая судьба окутана тайной. Последнее известное упоминание о них связано с обвинением, выдвинутым поэтом Рутилием Намацианом против полководца Стилихона.
Рутилий утверждал, что в 408 году Стилихон, имевший вандальские корни, уничтожил священные книги. Было ли это актом культурного вандализма или попыткой подорвать традиционную римскую религию в пользу христианства, остается предметом дискуссий историков.
Исчезновение Сивиллиных книг совпало с началом заката Западной Римской империи. Возможно, утрата этого символа божественного покровительства была воспринята римлянами как знак окончания эпохи.
Наследие Сивилл: что дошло до наших дней?
К сожалению, прямых текстовых свидетельств из первоначальных книг, хранившихся в Риме, до нас не дошло. Однако существует корпус текстов, известный как "Оракулы Сивилл" (Oracula Sibyllina), который часто ошибочно принимают за отражение содержания древних пророчеств.
"Оракулы Сивилл" - это сборник из 14 книг, написанных гекзаметром на древнегреческом языке. Важно отметить, что эти тексты не имеют прямого отношения к оригинальным римским Сивиллиным книгам. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что "Оракулы Сивилл" были составлены гораздо позже, чем считалось ранее.
Основная часть этих текстов была создана в период с II века до н.э. по VI век н.э. Последние дополнения, вероятно, были сделаны во время правления византийского императора Юстиниана I (527-565 гг. н.э.).
Тексты представляют собой сложное сочетание языческих, иудейских и христианских элементов. Это отражает длительный процесс их составления и редактирования разными авторами на протяжении веков. "Оракулы Сивилл" не являются продолжением или копией римских Сивиллиных книг. Это отдельная литературная традиция, которая лишь использует образ Сивиллы как пророчицы.
Что касается подлинных римских Сивиллиных книг, наиболее надежными свидетельствами об их содержании остаются упоминания и цитаты у римских авторов, таких как Цицерон, Варрон и Ливий. Однако эти свидетельства крайне фрагментарны и не дают полного представления о книгах.
Интересно отметить, что традиция приписывать пророчества Сивилле продолжалась и в средние века. Например, в XII веке появилось "Пророчество Сивиллы Тибуртинской", которое было широко распространено в средневековой Европе. Это еще раз подчеркивает, насколько влиятельным был образ Сивиллы в европейской культуре на протяжении веков.