Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Почему клиент много говорит на сеансе у психолога?

На сеансе у психолога клиент и должен говорить. Он за тем и приходит, чтобы высказаться, быть услышанным, но не только - клиент хочет ещё и решить свои психологические проблемы.

Поэтому хороший специалист выступает неким сенсором, обладающим, помимо профессиональных знаний, специфической наблюдательностью и чувствительностью, которые позволяют улавливать малейшие нюансы как в вербальном, так и невербальном проявлении клиента: его текущее состояние, рассогласование внутреннего и внешнего, роль, проигрываемую в отношениях с окружающими.

Являясь для клиента метафорическим зеркалом, психолог учит его обращать внимание на важные аспекты в себе, ранее игнорируемые - например, что клиент терпит во время сеанса неудобную позу и не меняет её. Почему так происходит?

А бывает, что клиент на каждой сессии по-многу говорит, практически не оставляя места для диалога. Психолог может даже почувствовать напряжение в голове или головокружение по типу диссоциации. Что про клиента может сказать данный психосоматический контрперенос психолога?

Контрперенос - это чувства психолога, возникающие как реакция на клиента.

Во-первых, такой поток слов может сообщить о том, что клиент затоплен множеством стрессовых воспоминаний и его психика, не в силах это переработать, накалена до предела, мысли крутятся, как на бешеном аттракционе. Он рассказывает о том, какие страшные события происходят вокруг, а в качестве запроса приносит мелкий бытовой конфликт. С чем это связано? С желанием уйти от проработки постстрессовых переживаний? В желании избежать своей уязвимости? А почему он не разрешает себе быть уязвим? Где он научился мысли, что уязвимость, слабость - это плохо? Что, по его мнению, случится самое худшее, если он проявит слабость?

Во-вторых, создаётся впечатление, что клиент переполнен гневом как чайник с кипящей водой, из которого кипяток вот-вот брызнет наружу. Он не грубит, говорит в рамках приличий, но если убрать звук, то может показаться, что он ругается, выплескивая эту ругань на психолога.

И в данном случае неплохо задать клиенту следующие вопросы: не маскирует ли он свой гнев правилами приличия, кому адресован этот гнев, говорит ли этот гнев о том, что многие потребности клиента в жизни не находят отклик, потому что он их подавляет? Есть ли у него время, которое он может посвятить упражнениям на релаксацию, занятию любимым делом, отдыху, в конце концов?

В-третьих, состояние диссоциации, которое словил психолог в контакте с клиентом, может говорить о подавляемом клиентом страхе, горе, которые могут маскироваться за юмором и бравадой, например.

Диссоциация — это механизм психологической защиты, с помощью которого человек отделяется от собственных чувств и переживаний, а в некоторых случаях — даже от собственного тела.

Данный инструмент нужен, чтобы снизить ущерб от вызывающих стресс событий.

Нужно поднять это вопрос на сессии с клиентом, обсудить его психологические защиты и начать работу со стрессом.

Конечно, многоговорение может быть и волнением перед психологом, и нежеланием разбирать тяжёлые темы, и симптомом эндогенного психического расстройства, травмы головы и т.д. Каждый специалист делает выводы из тщательно собранного анамнеза клиента и его текущей ситуации.

Автор: Елена Буркова
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru