Найти тему
БелГУ Пегасий

Станешь строителем радостных дней! Зачем быть грамотным...

8 сентября отмечается Международный день грамотности. С 2004 года в России и разных странах мира ежегодно проводится просветительская акция Тотальный диктант. Так почему же грамотность приходится популяризировать? Доцент кафедры журналистики НИУ «БелГУ», кандидат филологических наук Светлана Ушакова рассказала нашей редакции, почему важно быть грамотным и как чтение помогает в этом.

С.В. Ушакова
С.В. Ушакова

- Светлана Викторовна, расскажите, пожалуйста, что же такое грамотность не с обывательской, а с профессиональной точки зрения?

- Грамотность в общепринятом понимании, как говорят словари, – это умение читать и писать без ошибок в соответствии с нормами того или иного языка. Но, как и для большинства подобных понятий, единого определения сегодня нет, потому что с развитием общества изменяются и представления о грамотности.

Сегодня мы говорим о грамотности социальной, политической, психологической, информационной и так далее. Поэтому в Словарь С.И. Ожегова, например, включено также и более широкое понимание грамотности : грамотный – это тот, кто обладает необходимыми знаниями и умениями в какой-либо области.

- Почему важно быть грамотным?

- Можно сказать, что грамотность - это базовый уровень для самореализации, инструмент, стартовый капитал человека, позволяющий ему формировать самосознание, расширять его картину мира, стать тем, кем человек может и хочет быть.

Но это важнейший ресурс и для страны, для государства, для нации – ресурс духовный, экономический, политический.

Сошлюсь на пример из книги известного социолога Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». В 1953 году менее 15 % населения Ирана было грамотным и менее 17% проживало в городах. Произошедшее в этот период восстание против шаха Ирана было легко подавлено при участии немногочисленной группы агентов ЦРУ. Но в 1979 году, когда грамотными были уже 50% иранцев и почти столько же проживало в городах, участие американских военных не помогло удержать шахский трон.

- В каких профессиях грамотность необходима?

- Вам не кажется, что неграмотный профессионал – это невозможное сочетание, оксюморон, объединение взаимоисключающих понятий? Овладеть какой бы то ни было профессией без базового уровня грамотности невозможно. Но в реальности, сталкиваясь с конкретными людьми - представителями разных специальностей, мы, конечно же, видим их возможные ошибки и, между прочим, далеко не всегда реагируем нейтрально.

- Как вы оцениваете грамотность студентов НИУ «БелГУ»?

- Скажу так: среднюю температуру по больнице неплохо бы и повысить...

- Светлана Викторовна, сталкивались ли Вы в своей практике с какими-нибудь курьёзными случаями, связанными с безграмотностью студентов?

- Смешные ошибки, конечно, встречались, но вызывают они, в общем-то, не смех, а грусть: такие ошибки, как правило, связаны с недостаточной общей культурой, неначитанностью, узким кругозором, когда, например, люди бывают чистоплоДными, а Печорин становится чИстолюбивым человеком. А однажды в диктанте про таймырскую тундру полярный песец (от слова пёс) превратился в вульгарно-разговорное оценочное понятие с буквой И в корне. Боюсь, что так и бегает это понятие где-то в тундре, помахивая пушистым хвостом;))

- Какие практические советы Вы можете дать тем, кто хочет проверить и развить свою грамотность?

- Не будем забывать, что все первокурсники нашего университета изучают дисциплину «Русский язык и культура речи», где как раз можно и проверить свою грамотность, и улучшить её.

Кроме того, существует масса интернет-ресурсов, в которых имеются тесты (разные, правда, по качеству), позволяющие проверить свой уровень, и материалы, грамотность повышающие. Я бы рекомендовала образовательное медиа Мел.ру, портал Культура.рф, просветительский проект АРЗАМАС, Тотальный диктант. Но ничто не мешает создать такой медиаресурс, направленный на проверку и популяризацию грамотности, и в нашем вузе. А можно и университетскую олимпиаду по грамотности провести.

Задумываясь о собственной грамотности, полезно, мне кажется, опираться также и на житейский опыт, суть которого в следующем: друзья ошибки заметят и простят – враги оценят и используют.

Если же говорить о том, как развивать грамотность, то, на мой взгляд, есть только одно безусловное средство – чтение, и прежде всего раннее чтение.

Тотальный диктант в НИУ "БелГУ"
Тотальный диктант в НИУ "БелГУ"

- Может ли грамотность быть врожденной или это обывательские разговоры?

- Большинство специалистов не видит оснований для рассуждений о врожденной грамотности. Если в мире существуют абсолютно разные языки с абсолютно разным «устройством», возьмём, например, китайский, эскимосский и русский, то как тогда мать-природа определяет, под какую именно грамматику надо сформировать мозг конкретного человека, чтобы он мог писать грамотно на том языке, который станет для него родным? А если ребенок родился в Китае, освоил разговорный китайский, но учиться начал, скажем, в Америке на английском языке? Получается, что тогда какой-нибудь ген китайской грамотности должен «выключиться», а ген англоязычной грамотности «включиться»? Понятно, что это не так.

А вот предрасположенность к высокой грамотности бывает – это связано с особенностями зрительной, слуховой памяти, а также с активностью разных участков головного мозга, прежде всего тех, где активизируются ассоциативные связи разного характера.

Но это качество можно развивать. И главный инструмент развития – чтение.

Беседовала Элизабет Железнякова