Портрет без фона
То был один из первых портретов кисти Лукаса Кранаха Старшего, вовсе не имеющий пейзажного фона. И самый знаменитый из них.
Внимание художника целиком сосредоточилось на яркой внешности и великолепии наряда юной принцессы. Весь богатейший (по меркам эпохи) арсенал технических приёмов виртуоза из Виттенберга встал на службу выразительности образа героини полотна. И обеспечил автору место в Истории.
Момент истины в творчестве
То был момент истины в судьбе немецкого мастера Ренессанса, повстречавшего истинную музу. Ему, сумевшему почти что на равных правах синтезировать готическую традицию с идеалами эпохи Возрождения, предстояло сделать следующий шаг по пути в будущее североевропейской живописи. А именно: возвести декоративность живописного произведения в ранг самостоятельного и полноправного смыслового наполнения картины.
Взгляните, дорогой читатель: художник откровенно любуется моделью. Не подчёркивает статус и богатство, не внедряет идеи, не прописывает мораль, а попросту наслаждается моментом чистого творчества. Более того: зовёт нас, своих зрителей, разделить с ним это самое эстетическое наслаждение.
Юная особа
Невеста Иоганна Фридриха была ослепительно юна, беззастенчиво обаятельна и — по свидетельствам современников — отличалась на редкость лёгким, игривым характером. Скажем прямо: опасное сочетание личных качеств молодой особы для тех далёких исторических реалий. Однако, для родной сестры английской королевы и без пяти минут курфюрстины всея Саксонии не быть дефолтной унылой немецкой фройляйн было всё же позволительно. Пусть и с известной натяжкой.
А для близкого друга и идейного соратника Иеронима Босха, искушенного политического интригана и члена тайного общества «Садовых братьев», стоявших на позициях свободной любви, — лучшего источника вдохновения нельзя было и пожелать! Пока остальные немецкие художники шли за идеалами итальянской школы как мыши за звуками сказочной дудочки гамельнского крысолова, пытаясь подавить псевдоантичным изяществом суровую экспрессию немецкой готики, Лукас Кранах Старший оставался старым-добрым немецким художником. Ну разе что с лёгким налётом венской куртуазности... Был мастером деталей, а не идей. Наблюдательности, а не идеологии. Лукаво подмигивал своей аудитории, не пытаясь вскарабкаться на некий духовный пьедестал, дабы возвыситься над миром.
Его апостолы выходили слишком человечными. Херувимы напоминали сорванцов с соседней улицы, ради смеха приделавших к плечам гусиные крылья. А Дева Мария представала простодушной, тихой и приветливой фрау, явно «недотягивающей» до роли величественного живого символа христианства. Так что покорившая воображение мастера четырнадцатилетняя принцесса Сибилла стала пусть и внезапным, но вполне закономерным итогом подсознательных исканий живописца. «Земной Мадонной», вобравшей в себя идеалы мастера эпохи Реформации.
Золотые и алые тона на фоне непроглядного антрацита. Массивные золотые украшения и изящный овал лица. Цветущая красота и кричащая роскошь. Плотно сжатые пухлые губы и твёрдый взгляд прямо в будущее. Лёгкий страх перед грядущими жизненными переменами и — одновременно — готовность встретить их достойно. Нарядная изысканность и чистый психологизм без тени теистического морализаторства...
Волна популярности данной работы вознесла Кранаха Старшего на новый уровень славы и возможностей. Развивая заложенные в ней идеи, художник станет подлинным законодателем мод. Автором нового идеала женской красоты. Чувственной, земной, происходящей из современных ему эмпирий, интуитивно воспринятых земляками «на ура». Но всё это уже совсем другая история. А сейчас перед нами — лишь чистый восторг большого художника, повстречавшего свой идеал.
Автор: Лёля Городная