В последние годы маркетплейсы в России развиваются стремительными темпами, и теперь на этих площадках можно приобрести практически любой товар, даже такой сложный и дорогостоящий, как автомобиль. Давайте разберемся, какие преимущества и потенциальные недостатки есть у покупки таким способом.
На сегодняшний день на популярных российских маркетплейсах можно купить автомобили марок Haval (модели Jolion, Dargo и F7 в различных цветах и комплектациях), Zeekr, Hongqi и даже люксовый Range Rover. Главная особенность в том, что процесс покупки автомобиля ничем не отличается от приобретения любого другого товара, например, футболки.
Покупатель заходит на сайт или в приложение маркетплейса, выбирает понравившуюся модель, комплектацию и цвет, добавляет товар в корзину, оплачивает заказ и ожидает доставки. Курьер бесплатно привозит автомобиль по указанному адресу (домой или на работу), а электронный ПТС отправляется на электронную почту покупателя. Остается только поставить машину на учет.
Помимо китайских брендов Chery и возрожденных "Москвичей", на маркетплейсах доступны Lada, Omoda, Jac, Geely и другие китайские марки, а также, что удивительно, премиальные BMW, Volvo и Mercedes.
Для наших людей это всё ещё в новинку и многие просто смеются: например, на странице Chery Tiggo 4 на одном из маркетплейсов клиенты не упускают шанса подшутить и поинтересоваться у продавца: есть ли возможность самовывоза автомобиля из пункта выдачи и сборки его по частям, словно конструктор Lego? Действительно ли это оригинальный автомобиль или китайская реплика? И по какой причине отсутствует скидка по карте лояльности?
Представитель магазина спокойно поясняет, что транспортировка осуществляется на эвакуаторе или автовозе непосредственно до места жительства покупателя, а для прохождения ТО можно воспользоваться услугами любого авторизованного дилерского центра бренда на территории РФ.
Несмотря на то что отзывов о покупке автомобилей на маркетплейсах в интернете пока не так много, можно выделить несколько основных опасений и потенциальных проблем, которые опасаются покупатели.
Приобретение автомобиля онлайн - это, безусловно, современно и удобно, но первые мысли у многих покупателей схожи с теми, что возникали на заре интернет-шопинга: а вдруг обманут или машина повредится при транспортировке? Все-таки автомобиль - это не пачка жвачки.
- Во-первых, покупатель не имеет возможности увидеть машину вживую и оценить ее состояние до совершения покупки - только по фотографиям. Осмотреть салон и техническую "начинку" можно будет лишь после оплаты и доставки автомобиля. Отсюда возникают опасения получить машину со скрытыми (или явными) дефектами. Впрочем, всегда есть возможность тщательно осмотреть товар перед подписанием акта приема-передачи и вернуть покупку в случае обнаружения недостатков.
- Во-вторых, многих потенциальных покупателей пугает необходимость перевода крупной суммы одним платежом. Вдруг деньги уйдут не по назначению, платеж пройдет, а заказ не оформится, и в итоге средства будут потеряны?
- И, в-третьих, процесс покупки автомобиля через интернет пока не до конца понятен и прозрачен для большинства покупателей. Как подписывается договор купли-продажи, каким образом происходит доставка машины, есть ли какие-то гарантии, к кому обращаться по вопросам технического обслуживания, доступны ли опции трейд-ин или автокредита, и что делать, если автомобиль не понравится - можно ли от него отказаться, вернут ли деньги и в какие сроки?
Стоит отметить, что на данный момент через маркетплейсы продается не более 1000 автомобилей в год, что в масштабах всего российского авторынка составляет лишь малую долю, даже не дотягивающую до статистической погрешности. Но гораздо интереснее ситуация с ценами.
Помимо того, что на интернет-площадках можно найти автомобили дешевле, чем у официальных дилеров, на 100-200 тысяч рублей, маркетплейсы обещают покупателям еще и солидный кешбэк. К примеру, при покупке автомобиля за 2,7 миллиона рублей 15% от его стоимости (а это 403 тысячи!) вернутся покупателю бонусами. Возможно ли такое в принципе, — прокомментировал Олег Мосеев, экс-президент Ассоциации российских автодилеров:
Трудно сказать, как именно формируется цена между производителем и маркетплейсом, и есть ли какая-то поддержка со стороны последнего. Без знания внутренней "кухни" давать оценку сложно. Это касается ситуации, когда речь идет об официальных, прямых продажах. Но нельзя исключать и вариант, при котором на маркетплейсах выставляются машины, ввезенные по параллельному импорту, - там ценники действительно ниже.
Однако в таком случае покупатели могут столкнуться с проблемами, связанными с гарантией от продавца (производитель в данном случае никаких гарантий не дает), вплоть до отказов в обслуживании у официальных дилеров. А теоретически покупателю такого автомобиля может "прилететь" еще и огромный утилизационный сбор. И кто-то в подобных условиях просто скажет: "Спасибо, но нет".
Несмотря на все сложности и риски, пресс-службы маркетплейсов отмечают рост интереса покупателей к приобретению автомобилей на своих платформах. В современных условиях обещание фиксированной цены без лишних накруток и возможность спокойного, взвешенного выбора имеют большое значение.
Вполне вероятно, что такая модель продаж будет развиваться и дальше, ведь на рынок приходит новое поколение потребителей. Молодые люди в возрасте 16-18 лет, выросшие вместе с маркетплейсами и привыкшие приобретать там все - от продуктов питания до одежды, возможно, будут готовы также легко покупать и автомобили. Этим направлением, скорее всего, займутся официальные представительства марок, а роль дилеров сведется лишь к выдаче автомобилей клиентам".
Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях