Найти тему
Learning no more

Вид деятельности «освоен» – Ситуация оценивания на экзамене по профессиональному модулю.

Оглавление

Из этой статьи вы можете узнать:

  • Организация проведения экзамена по профессиональному модулю;
  • Возможные варианты оценки профессиональных и общих компетенций приобретенных студентами;
  • Как проводить экзамен по профессиональному модулю в 2025 из рамок группы родственных «Прикладной информатике» специальностей.

Согласно опыта работы на специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).

По осени 2020 года, в КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» был осуществлён девятый набор на специальности и заключительный. Срок обучения составлял 3 года и 10 месяцев. Учебный план данной специальности содержит общепрофессиональные дисциплины, дисциплины естественнонаучного цикла и пять профессиональных модулей, по результатам прохождения которых студенты проходят процедуру сдачи экзамена по профессиональному модулю. Представленному опыту уже достаточно много времени, а сама история начиналась за семь лет до приказа №800, процедуры Демонстрационного экзамена. Ее содержание сейчас по прежнему актуально для образовательных учреждений.

-2

Содержание профессионального модуля ПМ.01. «Обработка отраслевой информации» охватывает три направления: «Полиграфический дизайн», «Обслуживание компьютерного и периферийного оборудования» и «Обработка отраслевой информации». В течении двух лет студенты осваивают МДК входящие в модуль, по окончании 4 семестра студенты проходят процедуру допуска к экзамену по профессиональному модулю. Целью данного экзамена является проверка готовности обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности – «Обработка отраслевой информации», как сформированы у обучающегося компетенции (профессиональные, общие) по проверяемому профессиональному модулю.

-3

Экзамен проводится рассредоточено и предполагает 3 этапа аттестационного испытания:

- Первый этап: Оценивание содержания и представления портфолио студента.

- Второй этап: Выполнение профессиональной задачи (практико-ориентированного задания), требующей комплексного подхода владения навыками и компетенциями. Продолжительность выполнения задания – 18 часов (3 дня по 6 часов). Задание выполняется по принципу «здесь и сейчас» в условиях колледжа.

- Третий этап: Защита результатов выполнения профессиональной задачи (комплексного практико-ориентированного задания). Время на защиту: 15 минут на каждого студента.

-4

Для проведения экзамена по профессиональному модулю ПМ.01. «Обработка отраслевой информации», формируется экзаменационная комиссия, в состав которой входят преподаватели колледжа и представители организаций - работодателей. Экзаменационная комиссия призвана оценить степень готовности обучающихся к выполнению вида профессиональной деятельности – «Обработка отраслевой информации».

-5

Итогом экзамена по профессиональному модулю является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен». На основании оценки и анализа всех видов испытаний комиссия выставляет итоговую интегральную оценку по средней сумме всех оценок экспертов комиссии и делает заключение. Качественная оценка отражает уровень овладения ПК и ОК: высокий, достаточный и низкий. Каждому уровню соответствует количественная оценка, которая выставляется по итогам выполнения задания. Условием положительной аттестации – «вид профессиональной деятельности освоен» является положительная оценка освоения всех профессиональных и общих компетенций по всем контролируемым показателям. При отрицательном заключении хотя бы по одной из компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен».

Экзамен проводится в специально оборудованных кабинетах, где для каждого студента должно быть обеспечено индивидуальное рабочее место: компьютер без выхода в интернет, пакет необходимого программного обеспечения включающий в себя (Microsoft Office или аналог, КОМПАС 3D, Blender или аналог, Adobe Illustrator, Adobe Animated, Sony Vegas или аналог). При необходимости, согласно ситуациям профессиональных задач студентам предоставляется периферийное оборудование (Принтер, Сканер, МФУ, Интерактивная доска, Системный блок). Во время экзамена по профессиональному модулю студент может при необходимости использовать свое портфолио. Первый этап аттестационных испытаний проходит на отметку зачтено\не зачтено. В течении недели до экзамена, каждый член комиссии выставляет вердикт. Портфолио принято, если вердикт единогласен.

-6

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8

Коды проверяемых компетенций:

ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК8, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3, ПК1.5, ПК1.6, ПК 1.11.* ПК 1.12.*

Текст задания:

Центр занятости в городе Ш объявил конкурс среди молодых предпринимателей на реализацию проекта создания «Интернет-кафе». Данное кафе находится в центре студенческого городка, в типовом здании на 1 этаже в однокомнатной квартире. В квартире имеется кухня 12 м2, комната 33 м2, ванная комната 6 м2, переделанная под дополнительное помещение, санузел. Предполагается, что данное кафе должно полностью удовлетворять заказы студентов и оказывать дополнительные услуги по сканированию, ксерокопированию и печати необходимых для учебы документов. Оказываются услуги специалиста по консультированию студентов в программах различной степени сложности.

По условиям центра занятости молодым предпринимателям будет выделена сумма 2 миллиона рублей для закупки оргтехники, оплату коммунальных услуг на 3 месяца вперед и аренду жилья, которая составляет 10 тыс. рублей с месяц.

На объявленный конкурс молодым предпринимателям необходимо предоставить следующий пакет документов:

1. 2D-модель кабинета (дизайн комнат, мебель, компьютеры, периферийные устройства) с учетом СанПиН (КОМПАС);

2. Полиграфическая продукция – Буклет, флаер, визитка, наружная реклама – Баннер, ролл-ап. (Illustrator, Corel Draw);

3. Подготовить презентацию данного оборудования, обосновав выбор каждой единицы техники, представив ее технические характеристики в карточке оборудования с демонстрацией наглядных изображений (Microsoft Office PowerPoint);

4. Смету расходов на содержание «Интернет клуба (Microsoft Office Eхсеl);

Лучший отчет, отвечающий всем критериям, дает возможность предпринимателю получить деньги и открыть свое дело.

Файлы проекта информационных материалов подписаны согласно ТЗ – «1»_ИК.

Пакет информационных материалов был предоставлен экспертной комиссии для утверждения и получения необходимых необходимой оценки:

- В облачном хранилище;

- Вход организован через QR-код.

Отчет о проделанной работе был представлен экспертной группе в составе

- Бухгалтера;

- Специалиста по компьютерному дизайну и рекламе;

- Системного администратора.

Все виды презентационных работ были объединены единой программной презентационной оболочкой для представления на защите.

В ходе выполнения задачи, у студента проверяются актуальные ПК на каждом пункте условия, при создании продуктов, формировании итоговой работы. Также экзаменационной комиссией проверяются и все возможные ОК, проявляемые в ходе смотра портфолио, решения задачи и завершающей защиты.

-7
-8

Всего в комплекте контрольно-оценочных средств для проведения экзамена составлено 25 профессиональных задач. Успешность результатов квалификационного экзамена подтверждается интересными и высокопрофессиональными продуктами демонстрируемыми студентами на защитах. Высокими суммами баллов набираемыми в оценочных листах.

-9
-10

Конечно с момента создания и апробации, каждый год в процедуру и экзаменационные материалы вносились корректировки. Информация, требования изменяются. Банально и просто влияет экономика в стране и курс доллара с евро по отношению к рублю. Ведь цены нужно учитывать актуальные. А значит все требует пересмотра и анализа каждый год. Так и происходило. Публикуемый рассказ уже близок к картине идеальной. Но и завершающей тоже.

Из недостатков бросающихся в глаза. Очень трудоемкий тайминг и для студентов в плане выполнения, и для членов экзаменационной комиссии по проверке и вынесению итоговых результатов. Технически это требует сокращения конечно. А также, на основании какого ресурса используются три дня выполнения профессиональной задачи? В этом помогает специальная организация учебных практик по профессиональному модулю. История их содержания и проведения может быть вынесена в рамки отдельных статей. Настолько она масштабна и велика. Все это - очень нестандартный, напряжённый интеллектуальный труд. Который больше ориентирован на энтузиазм педагогов, их творчество. И в нашей современности и динамике жизни, такие приключения далеко не для каждого.

Больше всего запомнилось выражение лиц студентов. Многих групп. После выполнения всех испытаний и подтверждения комиссией «Освоения» вида деятельности. Сил порадоваться у большинства не было. История конечно подтверждает навыки и показывает великолепные результаты в «Обработке отраслевой информации». От шедевров, до уровня обычных работ и слабых. Но навык, как и «Катание на коньках», «Езда на велосипеде». Это остаётся безусловно на подкорке долгое время. Поэтому плюсы и минусы – вопрос открытый и дискуссионный. Как итог, предложу несколько советов и рекомендаций для тех, кому в новинку заниматься разработкой и проведением столь необходимых событий.

Как проводить экзамен по профессиональному модулю в 2025 в рамках группы родственных «Прикладной информатике» специальностей?

1. Определите четкие требования к экзамену:

  • Укажите перечень тем для экзамена (Для составления может помочь ИИ);
  • Форму экзамена (Решите с коллегами);
  • Продолжительность экзамена (Решите с учебной частью);
  • Максимальное количество баллов (100 самый лучший статистический вариант);
  • Критерии оценивания (И снова с коллегами, ключевое – не усложнять).

2. Разработайте профессиональные задачи: задачи должны быть актуальными и соответствовать требованиям профессии или специальности. Они должны включать в себя широкий спектр заданий, которые позволят оценить компетентности обучающихся в рассматриваемых аспектах профессиональной деятельности.

3. Установите критерии оценивания: определите критерии оценивания, которые позволят объективно оценить качество выполнения задач. Критерии должны быть четко сформулированы и понятны для обучающихся. А вам и коллегам в первую очередь.

4. Обеспечьте доступность ресурсов: убедитесь, что обучающиеся имеют доступ ко всем необходимым ресурсам для выполнения задач, таким как компьютеры, программное обеспечение, документация и т.д. В принципе это обычная учебная аудитория. Но есть нюансы.

5. Организуйте процесс выполнения задач: установите сроки и этапы выполнения задач, обеспечьте обратную связь и консультации в процессе выполнения задач, если это необходимо.

6. Проверьте выполнение задач: используйте установленные критерии оценивания, чтобы объективно оценить качество выполнения задач. Оцените не только конечный результат, но и процесс выполнения задач, чтобы понять уровень компетентности обучающихся.

7. Проведите анализ результатов: проанализируйте результаты выполнения задач, чтобы понять сильные и слабые стороны обучающихся в различных аспектах профессиональной деятельности. Используйте результаты для планирования дальнейшего обучения и развития компетентностей обучающихся. А также в проведении дальнейших процедур аттестационных проверок.

Ориентировочный пример: Профессиональная задача - Разработка мобильного приложения согласно технического задания. Предложена в рамках экзамена по профессиональному модулю "Проектирование и разработка информационных систем" на специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Для оценки профессиональной задачи "Разработка мобильного приложения согласно технического задания" по профессиональному модулю "Проектирование и разработка информационных систем" можно использовать следующие критерии оценки:

1. Соответствие техническому заданию:

  • Точное исполнение функциональных требований, указанных в техническом задании.
  • Соблюдение сроков разработки и сдачи проекта.
  • Соответствие дизайна и пользовательского интерфейса приложения требованиям технического задания.

2. Качество кода:

  • Чистота и структурированность кода.
  • Использование современных принципов и практик программирования.
  • Отсутствие ошибок и багов в коде.
  • Наличие комментариев к коду.

3. Функциональность приложения:

  • Полное и корректное выполнение всех функций и возможностей, указанных в техническом задании.
  • Отсутствие сбоев и зависаний при работе приложения.
  • Удобство и интуитивность использования приложения пользователем.

4. Тестирование приложения:

  • Проведение тестирования приложения на различных устройствах и версиях операционной системы.
  • Выявление и исправление ошибок и дефектов в ходе тестирования.
  • Наличие отчета о проведенном тестировании.

5. Документация проекта:

  • Наличие подробной документации, описывающей проект, его функциональность, интерфейс, методы тестирования и т.д.
  • Наличие технической документации, описывающей архитектуру, структуру и принципы работы приложения.

6. Презентация проекта:

  • Наличие презентации проекта, в которой подробно описывается цель, функциональность, преимущества и особенности приложения.
  • Умение презентовать проект и отвечать на вопросы экзаменатора.

Семнадцать критериев, по три балла каждый. Всего 51 балл. Нижняя граница прохождения экзамена – 28 баллов. И в критериях еще не выделена «База данных». Но, самое главное. Это четыре момента:

- Продукт (Минимальная жизнеспособная версия);

- Документация;

- Защита;

- Вердикт работодателя.

Если в этих аспектах, подготовка и профессиональные навыки видны. То вид деятельности «освоен». К чему мы и стремимся по максимуму для каждой ситуации.

Глухов С. Ю. преподаватель КГБПОУ "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства"