Летом 2024 года главной темой в отечественном фигурном катании стал конфликт между академией Евгения Плющенко "Ангелы Плющенко" и семьей 12-летней Арины Парсеговой. Причина разногласий до банальности проста — юная спортсменка решила вернуться в группу к Этери Тутберидзе. Накал страстей в сентябре только возрос.
История конфликта
Спокойно отпустить талантливую ученицу к конкурентам супружеская пара – Евгений Плющенко и Яна Рудковская (известный продюсер является совладельцем академии "Ангелы Плющенко") не смогли, решив, что это вопрос принципа и репутации.
Академия фигурного катания через суд решила взыскать с матери девочки средства, потраченные на обучение спортсменки. Итоговая сумма получилась немногим меньше 2 миллионов рублей.
Плющенко и Тутберидзе не впервые конфликтуют. Ранее фигурист неоднократно заявлял, что его учеников недооценивают, а воспитанникам "Хрустального" на соревнованиях завышают баллы. Потом было переманивание Александры Трусовой и Алёны Косторной в академию Плющенко, где они не смогли добиться высоких результатов и со временем вернулись к Тутберидзе.
Откуда взялась сумма, которую академия требует с мамы девочки? "Ангелы Плющенко" — частная академия со множеством "плюшек" для учеников от проживания на территории спортивного комплекса, пользования современной инфраструктурой до выработки индивидуальной тренировочной программы, но как говорится, любая прихоть – за ваши деньги. И тут либо семья спортсмена должна сама раскошелиться либо найти себе спонсора.
Рудковская утверждала, что именно они с супругом профинансировали многие комфортные условия обучения для Парсеговой. То есть сами же основатели академии якобы выступили спонсорами.
Однако мама Арины Наталья раскрывала немного другие детали. Она подтвердила, что в академии ей пошли на уступки в определенный момент и снизили стоимость базового абонемента. Но все остальные траты семья несла самостоятельно. Летом 2021 года у девочки благодаря помощи академии появились первые спонсоры, которые оплачивали стоимость базового абонемента. Но остальные траты по-прежнему оставались на семье девочки.
В декабре 2021 года в академии прошел модельный показ, после которого Арину заметили спонсоры – чета Давыдовых. И вот тут спонсорских средств уже стало хватать и на наряды, и на прокатное время, и на медицинские осмотры. Деньги лежали на спонсорском счету и списывались согласно оказанных услуг. Позднее Наталья сетовала, что не следила за списанием средств с этого счета.
Потом было подписание контракта. По словам Натальи изначально он был рассчитан на 10 лет. В итоге пришли к компромиссу и сошлись на сроке 8 лет.
"Девочка пришла с двойными прыжками, а ушла со всеми каскадами 3–3, и в четверть четверным тулупом. Мама со слезами счастья на глазах подписала договор, заверяя, что Ариша никогда и никуда от Евгения Викторовича не уйдет, и ежемесячно подписывала акты, где фиксировались потраченные нами на её дочь денежные средства. Аришу финансировало не государство!"
- рассказывала после подачи иска Рудковская.
Но в мае 2023 года Арина вернулась в команду Тутберидзе, нарушив контракт.
Рудковская поясняла, что если бы девочка продолжила заниматься в академии Плющенко, то для нее по-прежнему всё было бы бесплатно:
"Условия договора, подписанного между академией и мамой Арины, очень просты: если Арина занимается в «Ангелах Плющенко» весь срок действия договора, то все расходы несёт только наша сторона. Семья ничего не платит. Если бы Ариша продолжала заниматься в академии, это было бы для семьи бесплатно"
- указывалось в одной из публикаций в телеграм-канале продюсера.
"Хитро...пая и неблагодарная мама"
После ухода девочки из академии к ее маме обратились юристы «Ангелов Плющенко» для решения вопроса компенсации. Помимо денежного вопроса Рудковскую возмутило, что ни мама, ни девочка не высказали даже слов благодарности тренерам за обучение в академии. А вот про переход к Тутберидзе написали что-то вроде "Мы вернулись домой".
Я могу понять, что у Натальи Парсеговой могли быть конфликты с другими родителями, но какие у неё могут быть претензии к самой академии, к тренерам и руководству? За 3 года они вырастили хорошую фигуристку, с неплохими прыжками, скольжением, вращениями. Все основные тренеры академии участвовали в подготовке этой фигуристы. И ни какой благодарности от мамы фигуристки не получили...
Наталья жаловалась на проблемы дочери в академии Плющенко. Что ее заставляли заниматься с травмой, давали меньше привилегий, чем другим.
Мама отписалась юристам, какая она бедная и несчастная, что семья утратила единственный источник денежных средств и поэтому не может продолжать исполнять договор… (она только забыла добавить, что ни копейки не платила по этому договору!). И всё бы ничего, кроме одного «но»: отдых за границей, роскошные новые платья Арише, такси только премиум… Мы, конечно, очень добрые люди с мужем, но всему есть предел.
2 сентября Никулинский районный суд города Москвы удовлетворил исковые требования академии фигурного катания "Ангелы Плющенко":
Взыскать с Парсеговой Натальи Сергеевны в пользу академии фигурного катания «Ангелы Плющенко» в счет компенсации стоимости расходов, совершенных в интересах спортсменки в ходе исполнения договора, в размере 1 миллиона 830 тыс. 195 руб, — сказано в решении, оглашенном в суде
Представитель Парсеговой заявил, что судебный акт будет обжалован.
Рудковская же позволила себе даже грубость по отношению к матери девочки:
Академия Ангелы Плющенко судилась НЕ с девочкой 12 лет, а с её хитро….пой и неблагодарной мамой.
Что мешало талантливой Арине заниматься в частной академии по льготному абонементу, как это было год до подписания контракта? Ничего. И тогда бы отдавать ничего не надо было, когда ты принимаешь решение покинуть школу. Все понятно. Всем спасибо, до свидания.
Но когда ты решила уйти, не сказала даже «спасибо», а за 10 дней до ухода еще приобретя дорогостоящие коньки за счёт академии, тут встал уже вопрос принципа, а не денег.
P.S. К слову, от нас уходило в другие школы 3 спортсмена на контрактах. Со всеми родителями спортсменов были урегулированы все вопросы.
Некоторые катаются у нас в шоу, и мы продолжаем работать и дружить, потому что был человеческий подход с обоих сторон к решению проблемы.
5 сентября в телеграм-канале ТимТутберидзе появился пост о том, что в поддержку Арины будет проведена открытая тренировка с автограф-сессией тренеров и спортсменов. Это не просто тренировка – это сбор средств для Парсеговой, о чем значилось на плакате к мероприятию. Часть вырученных средств от мероприятия пойдет на закрытие долга Арины Парсеговой.
Стоит отметить, что билет на тренировку стоит, мягко говоря, недешево: 10000 рублей. Большая часть билетов точно была распродана.
Неизвестно, какая именно часть средств будет направлена на закрытие долга, Но Этери Тутберидзе пообещала, что долг будет закрыт, независимо от собранной суммы. Но уже очевидно, что билетов продано на большую сумму.
Кажется, у тренера Этери Тутберидзе появился повод попиариться на ситуации и поднять себе рейтинг в глазах общественности. И в связи с этим непонятно, откажутся ли представители Натальи от апелляции.
Тем временем в запрещённой соцсети на страничке Арины Парсеговой появился пост благодарности: «Этери Георгиевна, бесконечная благодарность и низкий поклон Вам и всему тренерскому штабу!»
Рудковская, конечно же, не упустила шанс прокомментировать мероприятие:
"Гениальный ход придумали пиарщики ТимТутберидзе — и денежек срубить (шутка ли — в продаже 462 билета по 10 тыс. рублей! За одну тренировку получить почти 5 миллионов!), и своему спортсмену за счет своих фанатов публично помочь. Как говорится, 2 пишем, 3 в уме".
"Родители продают собственного ребёнка"
О скандале высказалась известная спортивная журналистка Елена Вайцеховская. В своём телеграм-канале она написала, что вся эта история с судебным иском – нечто большее, чем просто "богатые безжалостные люди обобрали до нитки вдову с двумя детьми".
"Мне кажется, когда родители подписывают подобные контракты, они должны не только уметь их читать, но и отдавать себе отчёт в том, что продают собственного ребёнка. Изначально лишают его выбора собственной жизни",
- написала известная в прошлом спортсменка.
***
А меня лично возмутил срок контракта – сразу на восемь лет. А хотели ведь вообще на десять. И судя по всему, это обычная практика. В подавляющем большинстве видов спорта такие длительные контракты даже взрослые не подписывают, а тут такое "рабство", пусть и в кавычках. В очередной раз убеждаемся, что дети в таких "ранних" видах спорта становятся порой заложниками амбиций. Причём как своих родителей, так и тренеров. Для меня этой истории неправы все, но по-своему.