Уже более двадцати лет школьное образование находится в кризисе. Первые статьи об этом появились в 2001 году, много писали про новые технологии обучения, изменения в психических процессах современных детей, а традиционная школа всё также опирается на классно-урочную систему Я.А. Коменского, созданную в 17 веке и рассчитанную на те времена, на роль учителя, как единственного источника знаний, на основной принцип обучения: "Послушай - повтори- запомни - расскажи!".
Кризис классно-урочной системы порождает всё больше количество проблем с обучением и целые потоки клиентов в кабинеты детских психологов. Родители приводят детей и просят оказать им помощь. А современные дети уже не могут самостоятельно адаптироваться к устаревшей системе обучения:
- они сами ищут информацию в Интернете, им не нужен учитель;
- могут пройти программу года обучения значительно быстрее;
- лучше всего занимаются индивидуально, а не в коллективе;
- больше нацелены на применение знаний на практике, чем на их запоминание.
И в голове большинства моих школьников-клиентов крутятся вопросы, которые они задают мне и родителям: "Зачем/для чего мне учиться в школе? Для чего мне посещать школу?".
"На уроках царит скука и сплошная зубрёжка, всё, что рассказывает учитель, можно прочитать в Интернете..." Егор, 10 класс.
Взрослые говорят им про социализацию, мол нужен школьный коллектив для того, чтобы адаптироваться к жизни. В ответ на это дети отвечают, что такой опыт общения, где их не понимают или не принимают одноклассники, им не нужен. Достаточно того, что ребёнок посещает секции и кружки, где ему интересно общение и у него есть "своя стая".
"В нашем классе мальчики помешаны на просмотре видео блогеров-подростков, а девочки бесконечно обсуждают модные шмотки. Мне же нравится слушать аудиокниги, заниматься китайским языком. Чувствую себя одиноко, бывает, что целыми днями со мной никто не разговаривает, нам просто не о чем поговорить..." Вероника, 8 класс.
В этом случае социализация достаточно травматична для подростка, ведь каждый день в школе он будет чувствовать отвержение, хорошо, если одноклассники не начнут его буллить.
Школа - это важный период в жизни каждого человека, это средство взросления и подготовки к жизни, ведь недаром документ, который выдаётся по её окончании, называется "аттестат зрелости". Тебе нужно ходить в школу, чтобы стать взрослым и подготовиться к жизни, узнать, как устроен мир и раскрыть свои способности. Поэтому возьми ответственность за обучение в свои руки:
- определи, чего ты хочешь, к чему стремишься;
- ответь на вопрос, как тебе в этом могут помочь школьные предметы;
- занимайся дополнительно, ведь сегодня много возможностей научиться новым умениям;
- отмечай свой прогресс и хвали себя за достижения.
На приёме я беседую с детьми и передаю им ответственность за обучение, мы определяем цели и ставим задачи, отслеживаем прогресс, обсуждаем трудности. Когда ребёнок понимает, что он сам может управлять процессом, что обучение не цель, а средство его развития, что он может выбирать, как и чему учиться (пусть и в рамках школьной программы), у него зарождается вера в себя, он начинает мыслить и действовать по-другому.
"Проходя психологические тесты, определил, свои способности. В ходе беседы задумался о том, чего же я действительно хочу. До этого всё время говорил о том, чего не хочу. Может потому что мне часто навязывали что-то..." Никита, 7 класс.
"Вместе с психологом определил свои цели на этот год, стало понятно, как действовать. Заполнил таблицу о том, как школьные предметы помогут мне в достижении целей. Главное, я перестал ненавидеть учёбу, оказывается можно по-другому..." Вячеслав 9 класс.
Родителям же рекомендую рассмотреть альтернативные системы обучения: семейное, обучение в онлайн школе, домашнее, перевод в частную школу и проч.
Когда и как изменится система обучения в наших школах, сказать трудно, да и ждать этого не стоит, ведь можно просто изменить отношение школьника и родителя к ней, увидеть её возможности и начать действовать.
Ваша Елена Станкевич
Запись на консультацию: WhatsApp +7 914 960 32 33
Через сайт: https://elena-stankevich.ru/
Автор: Станкевич Елена Михайловна
Психолог, Детский психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru