Пауки — знакомые, но пугающие создания для многих, что делает их логичным выбором при создании монстров в вымышленных мирах, но у Толкина была и более важная причина для включения такого количества пауков в свои произведения, и она отличалась от той, в которую так долго верили некоторые поклонники "Властелина колец".
Привет! Вы на канале ShadowTavern и сегодня предлагаю разобраться, почему в "Хоббите" и "Властелине колец" так много пауков!
Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
P.S. извините, арахнафобы...
❗Ваши лайки, репосты, комменты и подписки - главная мотивация делать контент чаще, лучше и интереснее) Так что не стесняйтесь подписаться и понажимать на кнопки под статьей, если вам нравится мой канал 🎥
===========
Гигантские пауки-монстры — неотъемлемый атрибут фэнтези, и во многом это связано с их частым появлением во "Властелине колец" и других произведениях Дж. Р. Р. Толкина о Средиземье. Жуткие создания выступали в роли антагонистов во всех трех главных романах легендариума Толкина, а также в обеих кинотрилогиях Питера Джексона.
Впервые эта концепция была представлена в "Хоббите", где безымянные гигантские пауки обитали в Лихолесье. Во "Властелине колец" появляется более крупный и смертоносный паук — Шелоб, которая играет ключевую роль в сюжете. Наконец, в менее известном произведении Толкина "Сильмариллион" фигурирует Унголианта — одно из самых ужасных и загадочных существ в истории Средиземья.
Эти чудовища часто были союзниками Темных Владык — Саурона и Моргота, однако служили в первую очередь собственным целям, которые обычно сводились к поглощению всего и вся, что оказывалось поблизости. Порой это делало их опаснее, чем других приспешников Тьмы. В отличие от орков или назгулов, пауки не подчинялись ничьим приказам, и лишь немногие могли с ними договориться.
В фильмах Джексона предыстория паукообразных ужасов Средиземья не раскрывается, но в романах Толкина есть фрагменты истории, связывающие Унголианту, Шелоб и пауков Лихолесья воедино.
Пауки Средиземья не были обычными существами
Хотя гигантские пауки Лихолесья появились раньше, первым гигантским паукообразным в хронологии Средиземья была Унголианта. Технически она не была пауком. В главе "О затмении Валинора" из "Сильмариллиона" она описывается как злобный дух, который "принял облик паука чудовищных размеров". Возможно, она была Майар, подобной Саурону и магам, которые также были духами-оборотнями, но Толкин указывал, что она могла быть воплощением чистой тьмы из Бездны.
В отличие от ее происхождения, мотивация Унголианты была ясна: поглотить весь свет в мире. Она сотрудничала с Морготом, чтобы уничтожить Два Древа Валинора, погрузив землю во тьму, но, когда он отказался отдать ей наполненные светом Сильмариллы в качестве платы, они обратились друг против друга. Балроги Моргота вынудили ее бежать в Белерианд, где она спарилась с настоящими пауками Средиземья и произвела на свет потомство, в том числе могучую Шелоб.
В более позднем отрывке из "Сильмариллиона" говорится, что Берен, предок Арагорна из "Властелина колец", столкнулся с некоторыми из них по пути в Дориат. Не уточняется, убил ли Берен кого-нибудь из них, так что он мог встретиться с самой Шелоб. Толкин оставил судьбу Унголианты тайной, но ее потомкам еще предстояло сыграть важную роль.
Потомки Унголианты распространились по Средиземью
Имя Унголианта на квенья, эльфийском языке, означает "Темный паук". Появлению имени Шелоб послужило староанглийское, означающее "паук", поэтому имя Шелоб буквально переводится как "Паучиха".
Шелоб отправилась в Мордор и поселилась в Эфель Дуат (горах Тени), недалеко от того места, где впоследствии будет построена крепость Кирит Унгол. Подобно своей матери, Шелоб спаривалась там с обычными пауками и произвела на свет многочисленное потомство. Хотя они были гораздо крупнее обычных пауков, они значительно уступали в размерах Шелоб, что позволяет предположить, что сама она была значительно меньше Унголианты.
В главе "Логово Шелоб" из "Двух крепостей" Толкин дал отвратительно подробное ее описание, которое, вероятно, относилось и к ее матери, и к ее детям:
"Больше всего она была похожа на паука, но была огромнее самых крупных хищных зверей… У нее были большие рога, и за ее короткой, похожей на стебель шеей находилось огромное раздутое тело… Его массивная туша была черной, с багровыми пятнами, но брюхо снизу было бледным, светящимся и источало зловоние. Ее ноги были согнуты, с большими шишковатыми суставами высоко над спиной, и волосками, торчащими, как стальные шипы, а на конце каждой ноги был коготь."
Некоторые из отродий Шелоб отправились на север, в Лихолесье, привлеченные злом Дол Гулдура, крепости Саурона. Это были те самые гигантские пауки, которые напали на Бильбо и отряд гномов Торина в "Хоббите". Бильбо удалось убить одного из них своим эльфийским клинком, который он поэтому и назвал Жало. Это был не последний раз, когда Жало сражалось с гигантским пауком.
Жизненный опыт Толкина вдохновил его на создание гигантских пауков Средиземья
Хотя и не столь драматично, как у Берена, Бильбо или Фродо, но у Толкина были свои собственные встречи с пауками в реальной жизни. В биографии Толкина, написанной Хамфри Карпентером, рассказывается, что в детстве, когда Толкин жил в Блумфонтейне (Южная Африка), его укусил тарантул. Многие указывали на этот инцидент как на источник увлечения Толкина "злыми" пауками, но сам писатель это отрицал. В письме к своему другу Уистану Хью Одену он утверждал, что был слишком мал, когда его укусил паук, и забыл об этом случае, пока ему не напомнили родственники.
"Я не испытываю особой неприязни к паукам и не стремлюсь их убивать, — писал он. — Обычно я спасаю тех, кого нахожу в ванне!".
Толкин говорил, что настоящей причиной, по которой он писал о злобных пауках, был его второй сын, Майкл Толкин. Он писал "Хоббита" для юных читателей — особенно для своих собственных детей — и по опыту знал, что пауки могут их напугать, поскольку Майкл страдал арахнофобией. Гоблины, тролли и каменные великаны были фантастическими существами, не имеющими особых оснований в реальности, но пауки вызывали настоящий страх.
Однако целью Толкина не было травмировать сына. Как бы ни были страшны гигантские пауки Средиземья, они никогда не побеждали. Даже хоббиты, такие как Бильбо и Сэм, выходили победителями из схваток с ними, показывая читателям Толкина, что они могут преодолеть свои страхи.
Начав писать "Властелина колец" и "Сильмариллион", Толкин включил в них похожих монстров, чтобы его вымышленная вселенная воспринималась как единое целое. Унголианта, Шелоб и гигантские пауки Лихолесья сплели метафорическую паутину, связавшую воедино историю его романов.
===========
На этом у меня сегодня все. Спасибо за просмотр. Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и жать на кнопки под статьей :)
И, конечно же, подписывайтесь на мой Telegram канал - там фотосеты, кадры со съемок, новости и многое другое!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!