Найти тему
Книжный ларец

"Русалочка" Андерсена: не стоит жалеть бедную девочку

Не такая уж она и бедная.
Не такая уж она и бедная.

"Русалочку" Г. Х. Андерсена мы записали за две недели до выхода статьи. Опубликоваться она должна завтра. Пока обрабатывала звук, решила, что надо писать статью.

Сегодня, перед тем как сесть за написание, Саша увещевал меня быть добрее, "больше позитива" и пожалеть родителей, не выбивать у них почву из-под ног, "дать хоть какую-то соломинку", за которую они смогли бы зацепиться.

В какой-то момент возникло желание вообще закрыть эту тему и писать о чем-то другом. Но... Опять это "но..."

Процитирую коронную фразу гипертимов: "Не хотела говорить, но слушайте". Может кому-то когда-то это поможет.

Регулярно повторяю Саше, что любая книга - это, прежде всего, диагноз автора. Когда он мне читал свою книгу, я в каждом персонаже видела его черты. Я останавливала его и прямо говорила, почему именно так реагирует герой, ведь имея на руках факты из жизни автора, можно объяснить поведение его героев. Тогда Саша смеялся. Его книга безобидна по сравнению с произведением "самого грустного сказочника". Именно поэтому я все же решила написать.

Ну, что же... Приступим.

С чего начинается сказка? Сказка начинается с описания подводного мира. Автор очень подробно описывает все, что окружало Русалочку: морское царство, рыб, дворец. Все великолепие и богатство.

Ещё ни раз на протяжении всей сказки мы встретим такие подробные описания дворцов, интерьеров, баллов.

Что заставляет задуматься о том, насколько важно для автора внешнее проявление богатства.

Как же он описывает главную героиню? А фактически никак🤷: нежная, прозрачная, с глубокими синими, как море, глазами.

Дальше рассказывается о том, как сестры, достигшие определенного возраста уже могли всплывать на поверхность. Они уплывали стайкой наверх, а Русалочку с собой не брали. Она очень грустила по этому поводу.

Казалось бы, надо пожалеть бедную девочку... Только, почему вдруг? Её сестры так же ждали своего пятнадцатилетия. Когда вырастет, ее возьмут с собой. Сейчас же, она должна оставаться внизу и заниматься своими делами, а не изображать вселенскую скорбь, требуя особенного отношения к себе (ну, или хотя бы сочувствия).

"Ах, когда же мне будет пятнадцать лет? — говорила она. — Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут!" А вот тут опасно! Она ещё не была наверху, но уже решила для себя, что она будет чувствовать. Она идеализирует неизвестный мир. А так делать нельзя. Когда мир окажется другим, а он непременно будет другим, ведь ничто и никто не обязаны соответствовать нашим фантазиям, то грядет неминуемое разочарование. Проблема созданная самим собой на пустом месте.

Автор пишет так в надежде показать читателям, что Русалочка - доброе и чистое дитя. Только это другое. Это не доброта и чистота, это фантазия, к которой должны присоединиться окружающие, создание ложного образа Русалочки.

Что происходит дальше? Русалочке все же исполнилось пятнадцать, теперь ей можно всплывать на поверхность. Бабушка решает ее нарядить. Андерсен уделяет большое внимание описанию ее нарядов. Это будет ещё ни раз до конца сказки.

Следующий момент, который нас интересует - это встреча с принцем и его спасение.

Нас приучают с детства, что Русалочка полюбила принца с первого взгляда. Только сдаётся мне, что любовь выглядит как-то иначе. В противном случае о принце могло быть написано немного больше, чем "как он был хорош" и у него "черные глаза". И это всё. 🤷

После того, как принц был вынесен на берег Русалочкой, его нашла девушка, одна из воспитанниц монастыря. Как описывают ее поведение? "К принцу подошла одна из молодых девушек и сначала очень испугалась, но скоро собралась с духом и позвала на помощь людей." Она вроде как и позвала людей, но она не такая смелая, как Русалочка, спасшая принца. А он ей ещё и улыбнулся. Вроде как и похвалили девушку за заботу, но не забыли указать на ее недостаточную отважность.

Дальше описывается, как Русалочка все время думала о принце. При этом это "думала" больше выглядит как преследование.

Масла в огонь подлила бабуля, рассказавшая, что у людей есть бессмертная душа. Как оказалось, русалки тоже могут получить такое в подарок, но для этого надо чтобы тебя полюбил человек всей душой и отдал часть ее тебе, женившись. Бабушка, надо отдать ей должное, тут же сказала, что это невозможно. Правда аргументом было наличие хвоста вместо ног.

Одержимость Русалочки принцем вышла на новый уровень. Ведь он ещё может дать ей бессмертную душу.

Ничтоже сумняшеся, она рванула решать свои проблемы к ведьме. Она прямо уверена, что, как в том анекдоте, "дело за малым, осталось принца уговорить". Меняем хвост на ноги и вуаля.

Опять "сама себе придумала, сама себе обиделась". Её совсем не интересует мнение принца, она решила, что стоит только заиметь ноги и появиться пред его очи, как он поспешит в нее влюбиться, жениться и обеспечить ей наличие души.

Ведьма представляется как злобное существо, которое дало ноги нашей героине, но мало того, что ходить будет больно, так ещё и голос в оплату забрала.

А теперь давайте подумаем, почему ведьма должна работать бесплатно? Любая работа должна быть оплачена.

Нам же упорно подсаживают чувство недовольства ведьмой за то, что она потребовала голос у Русалочки в качестве платы. Ведь та рассчитывала его использовать в качестве средства для привлечения внимания принца. Ан нет. Надо отдать.

Могла ли ведьма взять другую плату? Наверное могла. Она выставила свою цену. Вот только ты решаешь - надо ли оно тебе по такой цене или нет.

Русалочка себе планов настроила, а ведьма нехорошая, не сочла ее особенной, чтобы просто подарить ноги.

Теперь о том, как всю дальнейшую сказку преподносится тот факт, что Русалочка испытывала сильную боль в ногах.

Это же прямо подвиг! Принц уже за одно это должен был любить Русалочку. Ведь все это было сделано ради него. Пожалеть бедняжку надо.

Ага. А принц об этом просил? Это точно ему надо было? Тихонько перекладываем вину за самоорганизованные страдания на другого человека, а тот ни сном ни духом.

Опять же, к вопросу о боли. По факту, тебе только что провели операцию по разделению хвоста на две ноги. Надо понимать немного, что это больно. 🤦

И вот Русалочка во дворце. Опять идёт описание того, во что её нарядили. Опять она самая прекрасная. И голос у нее когда-то был лучше всех, и танцует она на зависть.

Принц ее выделяет среди других, и опрометчиво бросает фразу, что так как девушка, которую принц полюбил находится в монастыре, то он скорее женится на Русалочке, чем на ком-то ещё. Ведь она чем-то похожа на его любимую.

Вот это он зря. Наша "мадмуазель" уже внутренне ликует. И даже когда принца отправляют на смотрины в соседнее государство, она считает это пустой формальностью. Ведь "та единственная" в монастыре, а я тут рядом. 🤦 Опять себе реальность придумывает. Уже за всех все решила.

И тут сюрприз - принцесса соседнего государства оказалась той самой девушкой, в которую в свое время влюбился принц. В монастырь же её отдавали на обучение. Вот невезуха. Мало того, приходится признать, что она ещё и красавица.

А что собственно ей может противопоставить наша Русалочка? Принцесса красивее, умнее, образованнее (она обучалась в монастыре). У нее статус равный принцу.

А Русалочка кто? Симпатичная немая девушка. Грамоте не обучена (иначе она смогла бы общаться с окружающими посредством письма). Неплохо танцует и, предположительно, имеет доброе сердце (но это не точно). И вообще её нашли голую на берегу.

Достойная партия для принца. Прямо ровня.🤔

А дальше идёт убойный аргумент - ведь это я его спасла. Ты серьёзно? Спасла, молодец. Благодарим сердечно. Но с чего вдруг он обязан на тебе жениться? А если бы он был женат на тот момент? Всё, пусть тонет? Точно добрая девушка? Точно пожалеть нужно?

Да. В первый рассвет после свадьбы принца с принцессой ты умрёшь. Но ведь тебя предупреждали.

Опять перекладываем ответственность на других? Это они такие плохие, что решили жить своей жизнью, а не соответствовать ожиданиям приблудной русалки? Точно?

Сестры дали ей возможность жить. Они добыли ей нож, от которого должен был погибнуть принц со своей молодой женой, а их кровь спасти Русалочку от смерти.

И тут начинается очередной виток игры в самопожертвование от Андерсена. Русалочка демонстративно отказывается от этой возможности и бросается в море чтобы раствориться в нем, став морской пеной. Казалось бы, вот тут точно уже надо жалеть Русалочку.

А вот и нет. Это же не конец. Вдруг выясняется, что существуют такие феи воздуха. И Русалочку за особые заслуги перед обществом принимают в их ряды!

А какие, простите, заслуги? Огласите весь список пожалуйста. То, что она один раз вытащила человека из воды, а потом, когда у нее была возможность, не прирезала его? Так я тоже фея тогда. Я кучу народу вокруг оставляю живыми каждый день. Сомнительная какая-то заслуга.

Теперь у Русалочки есть шанс самостоятельно получить бессмертную душу, без посредников.

Так... Вот тут опять вопрос: "А был ли мальчик?" Так что же было важнее: принц или душа? Он тебе в качестве средства доставки нужен был?

Я прямо рада, что принц избежал женитьбы на такой особе. Жму руку. Молодец, парень. У тебя шикарный ангел-хранитель!

Возвращаемся к нашей новоиспечённой фее. Жить она в ожидании бессмертной души будет триста лет. Требуется от нее совсем ничего - помогать людям.

Вы думаете это что-то серьезное? Наконец-то Русалочка сделает действительно что-то полезное для окружающих?

Спешу вас разочаровать. В качестве примера доброго дела приводится факт своего присутствия во время жары и засухи в разных странах в качестве ветерка. То есть речь не идёт о том, что "девочки, соберёмся, поднатужимся, пригоним вон ту тучку с дождем туда, где засуха". Нет, мы прилетим и повеем рядышком.

Как я понимаю, напрягаться никто не станет. Но свою душу получит. Как выяснилось, во всей этой работе предусмотрена ещё и система бонусов!

Оказывается срок ожидания входа в царствие божие можно сократить! Дело в том, что эти феи летают ещё и по домам, где есть дети. И если они там видят "доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви", то они радуются, и срок ожидания сокращается на год. И как вам?

Во-первых, фраза про дитя достойное любви своих родителей... Андерсен выдал себя с потрохами.

Он терпеть не мог детей. В этом сходятся все источники, публиковавшие биографию Андерсена.

Он очень оскорблялся, когда говорили, что он детский сказочник. Своих детей у него не было, а чужих побаивался.

В одном из источников, в свое время, прочла, что когда ему дети подарили коробку конфет в знак благодарности за сказки, Андерсен испугался, решив что его хотят отравить. Знаете, что он сделал дальше? Подарил эти конфеты своим племянницам. Правда когда те, съев по конфетке, не умерли, он забрал лакомство назад.

Когда ему создавали прижизненный памятник, Андерсен заставил скульптора убрать фигуры детей, которые должны были окружать его.

Вот такой добрый сказочник.

Самый грустный сказочник.
Самый грустный сказочник.

Понятно, почему у фей воздуха дети должны быть добрыми, послушными, радовать родителей и далее по списку. Это опять его личные заморочки. Но даже если забыть о фигуре автора, то мы видим ту же картину: кто-то что-то должен, чтобы Русалочка получила бонус.

А что же будет если ребёнок не удовлетворял требованиям фей? Тогда они плакали. И каждая слезинка добавляла время к ожидаю бессмертной души. Как вы думаете сколько?

У меня дома тотализатор прямо был. Мальчики делали ставки. Кирилл говорил, что должно быть соразмерно - год за год. Саша, понимая с кем имеет дело, говорил о паре месяцев. Вторым вариантом была пара недель.

Надо было видеть их лица, когда я озвучила версию автора! 😂

Один день!

Нормально так. Правда, зачем себя наказывать, ведь виноваты дети. Почему страдать должны феи?

Всё. Устала я от этой сказки, от автора.

Зачем всё это написала?

Нам с самого детства твердили о том, какая замечательная Русалочка со своей чистой, светлой любовью, что она пожертвовала собой ради счастья и жизни любимого. Только на самом деле все не так.

Такая позиция опасна прежде всего для ваших детей.

Так может, ну его этого Андерсена со своими вредными сказками? Не читать и все. Да вот и нет. Спасибо надо сказать Г. Х. Андерсену, за такое.

Теперь вы можете научить девочек не быть русалками. Не строить замков на песке в виде фантазий, не путать любовь с одержимостью, четко понимать последствия своих действий, брать на себя ответственность за свои поступки.

Мальчикам же полезно научиться видеть такие моменты в жизни, не жалеть псевдолюбящих русалок. Ведь можно даже не заметить, как обрастешь "долгами" перед ней за её мнимые заслуги и псевдодобрую душу.

Когда будете читать или слушать сказку, не пожалейте времени на объяснение этих моментов своим детям. Тем самым вы, хоть немного, но обезопасите их взрослую жизнь.

На этом, пожалуй, и всё.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Будем вам рады.

С любовью, Книжный ларец.