Гендерное неравенство в академической среде остается актуальной проблемой, несмотря на значительный прогресс в области равенства. Основные барьеры, с которыми сталкиваются женщины, включают враждебность на рабочем месте, микроагрессии и конфликты между работой и личной жизнью.
Эти проблемы усиливаются для женщин из других национальностей и этнических групп, что делает проблему еще более сложной (Blithe, 2019).
Подпишитесь на канал Дзен и канал в телеграм по ссылке --> https://t.me/ybezginova
Гендерное неравенство в высшем образовании
Исследования показывают, что женщины реже получают возможности для карьерного роста в академической среде. Например, они реже становятся полными профессорами по сравнению с мужчинами, даже если имеют аналогичный опыт и квалификацию.
Важным фактором, который усугубляет неравенство, является неравномерное распределение нагрузки на женщин, особенно тех, кто балансирует между академической работой и семейными обязанностями (Smith, 2019).
Новые исследования подтверждают
- Мужчины могут играть ключевую роль в создании более инклюзивной академической среды, однако текущие усилия по созданию равенства зачастую неэффективны из-за отсутствия системной поддержки и четкой стратегии (Jones et al., 2022).
- Открытая наука также сталкивается с гендерными предвзятостями, особенно в контексте авторства научных работ. Мужчины чаще занимают лидирующие позиции в научных публикациях, что ставит женщин в менее выгодное положение (Anderson & Cooper, 2022).
- Неравенство в научных авторских сетях сохраняется, и оно приводит к значительным различиям в возможностях для женщин и мужчин в академической карьере (Wang & Zhang, 2022).
Микроагрессии и их влияние
Микроагрессии – это скрытые или косвенные оскорбления, которые часто направлены на женщин в академической среде. Они проявляются в недооценке достижений женщин, дискриминации по признаку пола и препятствиях для их карьерного роста. Эти негативные факторы могут оказывать значительное влияние на психическое здоровье женщин и их профессиональные достижения (Blithe, 2019).
Пандемийный период и его влияние на гендерное неравенство в академической среде
Пандемия COVID-19 значительно изменила многие аспекты жизни, в том числе и академическую среду. В период пандемии гендерное неравенство в науке и образовании обострилось, что особенно сильно затронуло женщин.
Увеличение нагрузки на женщин
Во время пандемии женщины в академической среде столкнулись с увеличением нагрузки, связанной с домашними обязанностями и уходом за детьми.
Закрытие школ и детских садов привело к тому, что многие женщины были вынуждены совмещать работу и уход за семьей, что значительно снизило их производительность и возможности для проведения научных исследований.
Исследования показывают, что женщины публиковали меньше научных работ в 2020-2021 годах по сравнению с предыдущими периодами, что напрямую связано с увеличением их бытовых обязанностей (Anderson & Cooper, 2022).
Конфликт между работой и личной жизнью
Конфликт между работой и личной жизнью является одним из ключевых стрессоров для женщин в академии. Этот конфликт обостряется в контексте гендерного неравенства, поскольку женщины часто несут основную ответственность за домашние обязанности. Это ведет к замедлению их карьерного роста и ограничению возможностей для профессионального развития (Smith, 2019).
Для решения проблемы гендерного неравенства в академической среде необходимо внедрение системных изменений на всех уровнях. Важно развивать инициативы, направленные на устранение структурных барьеров и обеспечение поддержки для женщин, особенно на ранних этапах их карьеры.
Инклюзивные политики должны учитывать специфику гендерного неравенства и предусматривать меры для его снижения, такие как равное распределение нагрузки и борьба с микроагрессиями (Blithe, 2019; Jones et al., 2022; Anderson & Cooper, 2022; Wang & Zhang, 2022).
Источники:
- Anderson, C., & Cooper, M. (2022). Gender inequality and bias in open science. Nature Human Behaviour.
- Blithe, S. J. (2019). Gender inequality in the academy: Microaggressions, work-life conflict, and academic rank. Journal of Gender Studies, 28(3), 289-298.
- Jones, A., Smith, B., & Lee, C. (2022). How men can make academia more inclusive of women. Nature Humanities and Social Sciences Communications.
- Wang, X., & Zhang, Y. (2022). Inequalities in authorship networks. Nature Physics.