К сожалению, в последние время родители свои обязанности сузили до уровня обеспечения своих детей едой и одеждой, теряя тем самым связь со своим ребенком.
Книгу Михаила Александровича Андрианова «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» (в сказках и рассказах) необходимо не только обязательно прочитать, но и обязательно обсудить с ребенком. Только не советую читать перед сном, постарайтесь выкроить время и спокойно и почитать, и порассуждать с ребенком. Благодаря подробному оглавлению вы легко выберите нужную для вас тему. Не могу сказать, что она легко читается. За один раз нужно выбрать только одну тему. Каждый коротенький рассказ, но в то же время большой глубины, затрагивает внутренний мир, расширяет духовно. Считаю, что книга полезна для развития личности детей, формирует правильное восприятие и понимание таких понятий, как честность, порядочность, воля, добро, мудрость, нравственность, внутренняя красота. Ваша беседа с ребенком будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений.
Эта книга поможет посмотреть на себя со стороны и попытаться преодолеть барьер сложившийся между родителями и ребенком, наладить или восстановить связь. Таких удачных книг в литературе немного!
Для примера, вот так выглядит один рассказ.
Прочитайте его накануне 1 сентября.
Много или мало
– Надоело учиться, – сказал Петя маме, придя из школы в плохом настроении. Он скинул свой ранец на пол и грустный сел на диван.
– Что-нибудь в школе случилось? – спросила Петю мама.
– Каждый день одно и то же. Эти цифры и буквы уже в глазах мерещатся. Скоро уже по ночам сниться будут.
– Неужели так трудно учиться?
– Сегодня опять не погуляю, – сказал Петя чуть не плача. – Опять кучу домашних заданий задали, до ночи придется сидеть.
Только Петя пообедал и сел за математику, как раздался звонок в дверь. Это пришел Леша, Петин одноклассник, и стал спрашивать, выйдет ли Петя гулять.
– Нет, – говорит мама, – ему сегодня много домашнего задания задали.
– Как это много, – удивился Леша, – нам сегодня мало задали, я уже все уроки сделал.
– Тебе, может быть, и мало задали, а вот Пете, наверное, ваша учительница всегда много задает.
Леша ушел, а через полчаса опять кто-то в дверь позвонил. Пришли Ростик и Андрей, тоже одноклассники Пети.
– А можно к Пете в гости? – спросили они Петину маму.
– Нет, нельзя, Пете сегодня много уроков на дом задали, он еще не все сделал.
– Как это много, – ребята удивленно переглянулись между собой, – наоборот, нам мало задали, мы уже давным-давно все сделали.
– Вот странно, как это мало, – сказал Петя выйдя из комнаты в коридор, – почему это вам мало учительница наша задает, а мне каждый раз помногу?
– А может быть, ты что-то напутал в классе и неправильно записал домашнее задание?
Ребята втроем стали проверять Петин дневник, и оказалось, что Петя все записал правильно, и ему задали ровно столько, сколько и всем остальным. Когда ребята ушли, Петя почесал затылок и задумчиво произнес:
– Вот непонятная задачка получается, ничего не понимаю. Как это они все уже успели сделать, а я до ночи с уроками мучаюсь.
– Зато мне все стало ясно и понятно, – сказала мама. – Твои друзья собрали всю свою волю, сели за уроки и, не отвлекаясь на всякую ерунду, быстро их сделали. Поэтому и кажется им, что мало на дом задают. А ты то подскакиваешь, то машинку под столом катаешь, то отдых через каждые пять минут, вот и дотягиваешь уроки до самой ночи.
– А у меня так не получается, – сказал Петя, – я не могу делать уроки, не отвлекаясь и не вставая из-за стола.
– Это потому, что у тебя воля слабая и нетренированная, только на всякую чепуху и игры ее хватает, а вот на учебу или что-то трудное ее у тебя мало.
– Как это нетренированная, ее что, тренировать можно? – удивился Петя.
– Конечно, волю тренируют, так же, как и мышцы на руках и ногах, но только потихоньку и понемногу, – ответила мама.
– На что-то очень трудное у тебя воли сразу не хватит. Нужно по чуть-чуть каждый день заставлять себя делать все более и более трудные дела. Например, тебе задали три задачи, а ты взял и четвертую решил.
– Так это же трудно, я тогда еще дольше уроки буду делать, – сказал Петя.
– Но для начала ты можешь, делая уроки, постараться совсем не брать в руки игрушек, а уже потом, как в школе, целый урок выучить не вставая и без отдыха.
После разговора с мамой Петя занялся тренировкой своей воли. Совсем не легким делом было от приятного отказываться и трудное делать. Тяжело Пете было поначалу, но вскоре ему стало казаться, что домашнего задания задают все меньше и меньше. Теперь уже Петя никогда не говорил, что ему много уроков задают, ведь он знал, что если кажется, что уроков много задают, то это значит, что воли в человеке мало.
(Андрианов Михаил Александрович)
Задайте вопросы ребенку вопросы, после прочтения.
Почему Петя считал, что учительница задает много домашнего задания?
Можно ли тренировать волю и как это делается? (Постепенно делая что-то трудное и отказываясь от приятного)
От чего часто зависит, много или мало вам задают уроков на дом?
От чего одна и та же работа одному человеку кажется тяжелой и трудной, а другому нетрудной и даже легкой?