Найти в Дзене

Особенный ребенок всего лишь не сделал поделку - а шуму-то, шуму

Кстати, про употребленное в названии слово "шуму": я понимаю, что само выражение как бы просторечное, но придумала и высказала изначально его вовсе не я. Так-то его высказала одна из моих коллег-педагогов из кружкового отдела нашего любимого спецучреждения для детей с особенностями развития. И фраза относилась к ситуации, через которую нам (а в частности мне, как педагогу творческого кружка) пришлось пройти. Просто очень уж понравилось мне и само выражение, и интонация, с которой коллега его произнесла, да и точное "попадание в контекст". Ну, я бы еще восклицательный знак в конце поставила или многоточие, только говорят, что правилами платформы такие знаки в названиях не приветствуются. Те, кто со мной уже знаком, знают и понимают, ЧТО значит вести творческие занятия с особенными детишками, которые приезжают к нам в стационар. Большинство ребят - с ментальными нарушениями, еще и довольно высокой степени! Некоторые - не то что поделку делать (какое там!) не умеют или хотя бы "каля-маля"
Оглавление

Кстати, про употребленное в названии слово "шуму": я понимаю, что само выражение как бы просторечное, но придумала и высказала изначально его вовсе не я.

Так-то его высказала одна из моих коллег-педагогов из кружкового отдела нашего любимого спецучреждения для детей с особенностями развития. И фраза относилась к ситуации, через которую нам (а в частности мне, как педагогу творческого кружка) пришлось пройти. Просто очень уж понравилось мне и само выражение, и интонация, с которой коллега его произнесла, да и точное "попадание в контекст".

Ну, я бы еще восклицательный знак в конце поставила или многоточие, только говорят, что правилами платформы такие знаки в названиях не приветствуются.

Итак…

Те, кто со мной уже знаком, знают и понимают, ЧТО значит вести творческие занятия с особенными детишками, которые приезжают к нам в стационар.

Большинство ребят - с ментальными нарушениями, еще и довольно высокой степени! Некоторые - не то что поделку делать (какое там!) не умеют или хотя бы "каля-маля" карандашиком чиркать (и то, не на бумаге, а где попало), а просто не понимают, чего от них вообще хотят. Не потому что они такие все плохие, а потому что, ввиду "ментальных особенностей", им еще слишком рано браться за такие сложнючие дела.

Ну, логично же, как это так: ребенок (допустим, старшего дошкольного возраста) - не понимает обращенную речь, не понимает и не воспринимает окружающую обстановку, пугается, кричит, яростно сопротивляется, боится тронуть любой предмет, а с него сразу поделку требуют! Учитывая то, что он еще никогда в жизни этим не занимался…

Хотя, иногда родители утверждают, что очень даже занимался! Дома. Или в садике. Или где-то там далеко (нарочно так далеко, чтобы не нашлось общих знакомых, которые бы это подтвердили).

Но если ребенок при этом даже ложку сам держать не умеет и пить из чашки не может (не в физическом плане, а от непонимания предназначения этих предметов), то какие там рисование, лепка и валяние могут быть? Или, как всегда, педагог просто "не нашел подход" и не достучался до прячущегося внутри ребенка таланта?

Вот и мне пришлось не так давно познакомиться с мальчиком, чей талант (видимо, испугавшись напора мамы) спрятался ну так глубоко, так глубоко, что до него не достучались ни воспитатели, ни психолог, ни один кружковый педагог (я в их числе), ни даже заведующая нашим отделом (человек вежливый и приятный).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мальчик Д.

Ребенок из стационара, 7 лет, ментальные нарушения.

Хотя, как подозревают все-все коллеги, которые с ним работали, "менталочка" - это лишь следствие, а основная беда там - некое генетическое нарушение. Но т.к. информация о диагнозах педагогам недоступна, а сами педагоги - не медики (или надо было?), то нам и осталось только подозревать… ориентируясь на наблюдения.

Просто слишком уж у ребенка внешность специфическая. Вроде бы и крупненький, и по росту-весу как раз соответствует крепкому семилетке, а вот лицо, черты лица, выражение лица, мимика - будто бы совсем "малышковые". Неестественно малышковые.

Как бы объяснить… Ну, короче, по размеру всё крупное, как положено, но то ли пропорции, то ли формы… В общем, как полуторагодовалый малыш, только под увеличением. Но это касается только лица, ибо телосложение обычное.

Умения и навыки мальчика Д.

Их почти нет! Памперс, фляжка с соской… Из игрушек - резиновая бесформенная штучка с каким-то вязким наполнителем, которую можно "жмакать" в руках. Или маленькая резиновая гантелька, которую он либо посасывает, либо берет за один конец (в виде шарика) и стучит другим концом по столу или по стене (смотря где он находится).

Ни машинки, ни роботы, ни поп-ит или спиннер - не интересуют. Да что там, даже на телефоны (ого!) внимание не обращает. А когда в стационаре в игровой комнате ставят мультики, он и в сторону телевизора особо не смотрит.

Вот какой удивительный ребенок!

Мальчик Д. на кружковых занятиях

Все занятия проходят в нашем "резиновом" творческом кабинете, где одновременно по расписанию могут работать сразу несколько педагогов, каждый со своими детьми.

На художественном творчестве.

Конечно же, кисти-краски его душа не приняла. Вероятно, увидел их впервые, даже не прикоснулся, несмотря на нежнейшие уговоры педагога, "отвлекашки-развлекашки" и волшебные предложения "вместе совершить какое-нибудь чудо".

Ну, оно и понятно: если человек в принципе не понимает любые слова, смысл в уговорах? А интонация педагога - и правда была очень ласковой и заманивающей, но, видимо, для того, чтобы уговорить ребенка попробовать порисовать - одной интонации недостаточно. А всучать в руку кисть и работать "рука в руке" - тоже не вариант: мальчик Д. избегает контакта, вырывает руку и ревет навзрыд.

Педагог зовет из коридора маму (пусть зайдет, поговорит с ним на знакомом ему языке, упросит его хотя бы повозюкать кистью по бумаге).

Но мама отказывается, говорит так:

- Нет, не пойду. При мне он вообще заниматься не станет, а будет только капризничать.

И совсем ушла. Даже из коридора.

Ну, нет так нет… так и проплакал мальчик Д. до конца занятия, а потом за ним пришла воспитатель, а не мама.

На лепке.

Тоже ничего, ну совсем ничегошеньки мальчик Д. не делал.

А ведь пластилин вполне бы мог напомнить мальчику его игрушку: его тоже можно мять, давить, придавать ему разные формы… Но увы, нет, "не зашло".

Кстати, педагог по лепке - человек довольно напористый, она даже смогла настоять на том, чтобы мама присутствовала на занятии и помогала мальчику.

Но и это не помогло. Мальчик Д. - так же ныл, вырывался и не хотел прикасаться к пластилину.

Хотя там и мама сама разминала кусочек, и пыталась вложить ему в руку... Не-а! Не лежит душа мальчика Д. к лепке, хоть тресни!

А мама - вроде бы и приняла как должное его нежелание лепить:

- Ну вот! А я же вам говорила, что при мне он не станет заниматься! Тухлый номер! Так что, в следующий раз, давайте уж как-нибудь сами.

На оригами.

Мой кружок. И, как ни странно, мальчику Д. его тоже вписали в программу. Хотя, к бумаге он относится ровно так же, как к кистям и пластилину: неодобрительно..

Т.к. мест, совпадающих с "окошками" в расписании-бегунке мальчика Д. у меня не было (да мест вообще слишком мало для такого количества детей!), поэтому поставила его не индивидуально, а в тройку (третьим к двум девочкам более младшего возраста, но спокойным и исполнительным).

Сидим, делаем простенькую поделку "игрушка-шутка" из листов, заранее раскрашенных в технике "эбру". Ну, интересно же, когда не просто обычная белая бумага, а такая вся красивая и пестрая!

фото автора
фото автора

Но Мальчику Д. - опять не зашло! Хотя, я была уже согласна, что мальчик, ввиду своих особенностей, не сможет сложить лист даже вдвое и криво (хоть и показывала я подробно!). И помочь я ему (рука в руке) - тоже не могла: мальчик-то не дается! Думаю: пусть хотя бы лист этот в руках покрутит, помнёт, уже хоть какой-то толк будет (а что, "знакомство с материалом" - тоже входит в список задач занятия).

Но нет, и тут провал!

Не захотел мальчик Д. брать бумагу в руки, ни в какую. Сразу - плакать, руками махать (и на девочек тоже).

Но зато приметил на полке большой силиконовый "волосатый" шар-антистресс (он еще и сверкает, если им "попрыгать" на руках!), подбежал и тут же схватил его. И стал "скакать" им по столу: вниз-вверх, вниз-вверх… механически.

И попробуй отбери: снова истерика начнется!

Ну, так и пришлось оставить мячик в его руках до конца занятия. Хорошо хоть потом он от него отвлекся, когда мама за ним пришла и приманила его печенюшкой (Барни?)

Но вот… ситуация!

Девчонки-то вышли с занятия с поделками, а мальчик Д. - с пустыми руками.

- Ой, а почему мы без поделки? - расстроено спрашивает мама, - мы тоже хотим такую поделку! Вон какая разноцветная!

- Ну так девочки складывали, работали, а ваш ребеночек, к сожалению… немножко отказался, - отвечаю я, пытаясь сказать как можно нежнее и вежливее.

- Но ведь у других - есть! И нам тоже надо! - настаивает мама (тоже довольно вежливо, без каких-то там "наездов").

- Ну давайте в следующий раз придете вместе с сыночком, и поделку сложите - тоже вместе, - предлагаю маме.

Ушла. Не очень довольная, видимо.

На следующий день…

В первой половине дня зашла к нам в кабинет заведующая нашим отделом. По МОЮ душу!

И про ту самую "игрушку-шутку" мне говорит. И о том, что я будто бы "опрокинула" одного мальчика, которому не дала эту поделку.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Пожаловалась мамочка на меня! Заведующей!

А мне что делать? Чем оправдываться? Тем, что ребенок в принципе не в состоянии даже кусок бумаги в руки взять? Типа, другими словами, я настолько непрофессиональна, что не могу научить мальчика такой элементарщине?

Из личного архива автора. Художник: андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: андриан Минаев

- Вообще-то я предложила маме сделать поделку в следующий раз вместе с ребенком. Вот, свидетели есть! - отвечаю и указываю на коллег, которые кивают и подтверждают, - так что никто никого не "опрокинул"!

А заведующая мне:

- Ну, понимаешь, там мамочка сложненькая. Ей надо, чтобы поделка была. А то ей обидно: у всех есть, а у них - нет.

- Потому что ВСЕ сидели и работали! А он - нет, - стараюсь говорить как можно спокойнее, но это дается с трудом.

- Ой, ну ладно тебе, ты же прекрасно всё понимаешь, - говорит заведующая, - когда он придет - ты сама скрути эту поделку несчастную, отдай им, пусть себе радуются.

Ну, вот и вся система в одной истории уместилась! Разве нет?

И, кстати, из принципа, НЕ делала я за мальчика Д. поделку!

Конечно, на дополнительном занятии "по этой поделке" - мама всё равно (через заведующую) настояла… но попал он уже в группу со старшими детьми (простите, больше некуда!), а там - одна большая добрая девочка сделала поделку и себе, и домой маме в подарок, и мальчику Д. И пообещала научить еще свою младшую сестренку и прислать фото её поделки (ангелочек, мммм!)

А мама мальчика, видимо, больше не сердилась, ведь ни слова плохого больше не сказала ни мне, ни заведующей, ни кому-то еще. А хороших слов - мы и так никогда не ждем.

А вам, дорогие читатели, всего доброго и хорошего, просто так!

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам