Найти тему
GOOD CRAFT

Адаптация ребенка к ДОУ

Приспособление организма к новым условиям представляет собой сложный процесс адаптации.

Для многих детей поступление в детский сад становится первым серьёзным стрессом в их жизни. Этот период привыкания может быть бурным и варьироваться по продолжительности. Некоторые дети адаптируются быстро и без заметных изменений в привычном поведении.

Когда ребёнок начинает ходить в детское учреждение, в его жизни происходят значительные изменения: строгий распорядок дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянное взаимодействие со сверстниками, новое помещение, таящее множество неизвестного и, следовательно, опасного, другой стиль общения.

Эти перемены наваливаются на ребёнка одновременно, что создаёт стрессовую ситуацию. Без специальной организации этот стресс может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.

Вопрос длительности периода адаптации у детей, поступающих в детский сад, вызывает много дискуссий. Приводятся различные цифры: от 7 до 10 дней, две недели, месяц, два месяца, полгода, год. Единственная неоспоримая закономерность заключается в том, что адаптация удлиняется с возрастом ребёнка.
Чем старше малыш, тем дольше длится период привыкания.

Продолжительность адаптации также зависит от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома, и он рос общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, и не будет чувствовать себя брошенным. Такой ребёнок адаптируется к детскому саду в течение 10-12 дней.

Если у ребёнка слабо развита речь, низок уровень самостоятельности, ему трудно обходиться без помощи взрослых в игре, кормлении, укладывании спать. В новой обстановке он не отходит от мамы и плачет, если её не видит. Период адаптации у таких детей может растянуться до месяца.

Ребёнок, привыкший дома к постоянной заботе всех родных, в детском саду требует постоянного внимания и ласки. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове и разговаривать с ним ласково. В таких условиях, несмотря на заботливое отношение взрослых, ребёнок может заболеть из-за постоянного чувства тревоги. Адаптация такого ребёнка может затянуться на 3 месяца или дольше.

Процесс адаптации — сложный и постепенный, с разной продолжительностью для каждого ребёнка. Судить об окончании адаптационного периода можно в большинстве случаев после 4-6 месяцев, а у некоторых детей — после года пребывания в саду. Особенно это касается детей от 2 до 3 лет, так как частые болезни в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду.

Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с глубокой привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками и взрослыми) — это дети от 1 года до 3 лет. Для них адаптация может сопровождаться изнуряющим плачем, отказом от участия в занятиях и громкими рыданиями при подготовке к прогулке или обеду.

Неумелый подход к таким детям может нанести им серьёзную эмоциональную травму, последствия которой будут заметны в течение всего последующего развития.

Семье также требуется время для адаптации к новым условиям. Обычно это время делят на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьёзные трудности возникают в острый период, когда семья сталкивается с неизвестным. Это новые, часто неожиданные эмоциональные реакции ребёнка и родителей, а наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации. Этот процесс может затянуться и привести к дезадаптации, то есть к нарушениям здоровья, поведения и психики ребёнка.

Проблемой также является недостаток знаний родителей о возрастных особенностях развития ребёнка. Из-за этого формируются различные ожидания: некоторые родители считают детей слишком маленькими, чтобы что-то изучать, и думают, что всему их научат в садике; другие считают, что ребёнку необходимы знания букв и цифр, полагая это проявлением особой одарённости; и лишь небольшая часть детей к моменту поступления в детский сад имеют навыки гигиены, самостоятельности и распорядок дня, а также хорошо развитую речь.

Согласно результатам опроса родителей, почти все дети полностью готовы к детскому саду. Однако, по наблюдениям воспитателей и психолога, выявлены дети, которым всё же трудно привыкнуть к саду.

С чем это связано?

• Главным образом, с несоблюдением режима дня дома, который не совпадает с детсадовским.

• У многих детей отсутствуют базовые навыки самообслуживания, такие как самостоятельное одевание, использование горшка, умение пользоваться ложкой и самостоятельно пить из чашки.

• Недоразвитие речевых навыков.

• Недостаток навыков общения с ровесниками и взрослыми.

Уважаемые родители, прошу вас обратить внимание на следующие аспекты:

1. Обучайте ребёнка самообслуживанию: учите его одеваться, раздеваться, самостоятельно есть и пользоваться горшком, не полагаясь на памперсы.

2. Старайтесь дома придерживаться того же режима дня, что и в детском саду, хотя бы на период привыкания.

3. Настраивайте ребенка на ДОУ только положительно, чтобы избежать утренних расставаний со слезами.

4. Общайтесь с ребёнком, отвечайте на его вопросы, побуждайте к разговорам. Проявляйте интерес к своему ребёнку, что позитивно скажется на его речевом и умственном развитии.

Пожалуйста, приложите усилия к решению этих проблем, ведь это ваш ребёнок, и вы должны быть заинтересованы в его успешном развитии.Со временем ребёнок привыкнет к новому окружению, познакомится с детьми и воспитателями, будет чувствовать себя увереннее в саду. Кто-то привыкнет сразу, а у кого-то адаптация займёт больше времени, что может вызвать нежелание ходить в сад и конфликты. Поэтому одна из задач адаптации - помочь ребёнку быстрее и безболезненно освоиться в новой среде, почувствовать уверенность.

Адаптация считается завершённой, если ребёнок хорошо ест, быстро засыпает и просыпается в хорошем настроении, играет один или с другими детьми.

Если родители научат ребёнка самообслуживанию, общению и игре со сверстниками, если дома соблюдается такой же режим дня, как в саду, и установился эмоциональный контакт с воспитателем, адаптация будет лёгкой и быстрой.

Факторы, влияющие на адаптацию:

1. Возраст

2. Состояние здоровья

3. Уровень развития

4. Умение общаться со взрослыми и детьми

5. Развитие предметной и игровой деятельности

6. Соответствие домашнего режима режиму детского сада

Причины сложной адаптации:

1. Несоответствие режима дня в семье и в детском саду

2. Наличие у ребёнка специфических привычек

3. Неспособность занять себя игрушкой

4. Частично отсутствующие навыки самообслуживания

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми

Взрослым нужно помочь детям справиться со стрессом и успешно адаптироваться в саду. Маленькие дети эмоциональны и впечатлительны, они быстро перенимают эмоции и поведение окружающих. Это следует учитывать при подготовке ребёнка к детскому саду. Важно, чтобы первый опыт пребывания в саду ребёнок пережил с поддержкой близкого человека.

Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду

По возможности расширяйте круг общения ребёнка, помогайте ему преодолеть страх перед чужими, обращайте его внимание на поступки и поведение других людей, выражайте положительное отношение к ним.

Помогайте ребёнку понимать игрушки: проводите сюжетные показы, участвуйте в совместных играх, вовлекайте его в игровые действия.

Развивайте подражательные действия: «полетим, как синички», «попрыгаем, как зайчики».

Учите ребёнка обращаться к другим, делиться игрушками, утешать плачущих.

Не выражайте сожаление из-за необходимости водить ребёнка в детский сад.

Некоторые родители замечают недостаточную самостоятельность ребёнка, например, не приучен к горшку, пугаются и прекращают водить его в сад. Это происходит потому, что взрослые психологически не готовы отпустить ребёнка.

Приучайте к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании и умывании.

Родители должны служить примером. Требования к ребёнку должны быть последовательными и понятными. Формулируйте их дружелюбным тоном, а не приказным. Если ребёнок не хочет выполнять просьбы и вызывает отрицательные эмоции, сообщите ему о своих чувствах: мне нравится, когда дети не капризничают; я расстроена; мне трудно.

Соразмеряйте свои ожидания с возможностями ребёнка, постоянно поощряйте его, дайте положительную оценку за попытку выполнения просьбы. В первые 2-4 недели посещения детского сада старайтесь не оставлять ребёнка на целый день и оставайтесь рядом с телефоном. В период адаптации избегайте утомления и перевозбуждения, поддерживайте равновесие в поведении ребёнка. Не посещайте людные места, не принимайте шумные компании, не перегружайте ребёнка новой информацией, поддерживайте спокойствие дома.

Поскольку у ребёнка меняется режим, окружение и обстановка, воспитателям важно знать о его привычках и попытаться создать условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребёнком перед сном, попросить убрать игрушки). Скорее всего, ваш ребёнок справится с изменениями, а задача родителей – оставаться спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радуйтесь встрече с ребёнком, говорите приветливые слова, обнимайте его чаще. Уверенность и спокойствие ребёнка обеспечиваются систематичностью и ритмичностью его жизни, чётким соблюдением режима.

Что делать, если…

…ребёнок начал ходить в детский сад:


Поддерживайте тесный контакт с воспитателями.

Постепенно приучайте ребёнка к детскому саду.

Не оставляйте ребёнка в саду дольше 8 часов.

Расскажите воспитателям о привычках ребёнка.

Сделайте перерыв в посещении детского сада с 4-го по 10-й день.

Поддерживайте дома спокойную атмосферу.

Не перегружайте ребёнка новой информацией.

Будьте внимательны, заботливы и терпеливы.

…ребёнок плачет при расставании с родителями:

Рассказывайте ему, что ждёт в детском саду.

Оставайтесь спокойными, не показывайте беспокойства.

Дайте ребёнку любимую игрушку или домашний предмет.

Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания.

Будьте внимательны, когда забираете ребёнка.

После детского сада погуляйте с ребёнком, дайте ему поиграть в подвижные игры.

Устройте семейный вечер.

Показывайте любовь и заботу.

Проявляйте терпение.

…ребёнок не хочет идти спать:

Замечайте первые признаки усталости.

Переключайте его на спокойные игры.

Дайте поиграть с водой перед сном.

Оставайтесь спокойными, не сердитесь.

Погладьте ребёнка.

Спойте ему песенку.

Поговорите и почитайте книгу перед сном.


…ребёнок не хочет убирать игрушки:

Решите, насколько это необходимо. Подавайте пример. Если вы сами аккуратно убираете свои вещи и предметы после использования, это станет естественным и для ребёнка. Организуйте совместное действие: скажите, что вы вместе будете наводить порядок, превратив это занятие в игру. Например, представьте, что вы спасаете игрушки от воображаемой опасности и они должны найти безопасное укрытие – коробку с игрушками.
Похвалите ребёнка за каждый, даже малейший, шаг в сторону уборки.

Проявляйте терпение. Дети могут не сразу принять новые привычки. Постепенно ознакомьте их с правилами, повторяя их каждый раз в спокойной и дружественной атмосфере. Не торопитесь и не ругайтесь, если процесс идёт медленно. Важно, чтобы ребёнок ощущал поддержку и понимание, а не давление. Сделайте уборку регулярным и предсказуемым действием, закрепив его в ежедневный режим дня.

Обеспечьте доступность хранения. Детям будет легче привыкнуть к уборке игрушек, если каждый предмет имеет своё место. Обозначьте специальные коробки, полочки или контейнеры, где каждый тип игрушек всегда будет лежать. Можно наклеить ярлыки с картинками или фото игрушек на их место хранения – это поможет ребёнку легко запомнить, куда что класть.

Воодушевляйте ребёнка. За каждый успешный шаг и старание поощряйте ребёнка добрыми словами и одобрением. Это может быть как простое “молодец”, так и кратковременная игра или чтение любимой книги после уборки. Постепенно ребёнок начнёт ассоциировать уборку с положительными эмоциями и приятным проведением времени, что поможет формировать положительное отношение к этому процессу.