Мне несколько раз пытались сказать, что в 2014 году Украина не совершала акта агрессии в отношении России. Но факты — вещь упрямая: вторжения как вооружённых военнослужащих, так и тяжёлой техники вкупе с прямым обстрелом территории РФ со стороны Украины были. Когда я это дожал и мои собеседники вынуждены были закончить отрицания именно этих событий, я получил в ответ довольно странное возражение: «Агрессия не осуществляется такими малыми силами». Замечу, что в Определение агрессии (Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года) ни слова не говорится о численности вторжения, зато говорится вот что:
Статья 2
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершён, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьёзного характера.
Вы посмотрите на выделенные слова. Они означают, что при любом, даже незначительном применении военной силы, акт агрессии имеет место, и только Совет Безопасности ООН может оправдать такое применение. Если же со стороны СБ ООН такого оправдания нет, то акт агрессии имеет место именно prima facie.
Например, убийство со стороны Украины через границу любого человека на территории Молдавии, если убийца был, например, пограничником и совершил убийство или нанесение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть потерпевшего, выполнял служебное преследование потерпевшего, даже если при этом сам убивающий не находился на территории Молдавии, уже будет именно prima facie актом агрессии. Как при этом подвергшаяся агрессии Молдавия будет реагировать на этот акт — вопрос уже иной, но самый акт агрессии имел место.
А теперь представим себе нечто иное: военные беспилотные аппараты, то есть именно вооружение вторгается в воздушное пространство государства. Это — именно prima facie акт агрессии, — если, конечно, иначе не решит СБ ООН, а он не решил иначе, — при этом часть из них была ликвидирована системой ПВО государства, в чьё пространство БПЛА вторглись. В силу последнего ничего отрицать не получается, обломки и отслеженные траектории полёта БПЛА — налицо. Оставшаяся часть БПЛА были ликвидированы над территорией иного государства.
Как вы полагаете, государству, с воздушного пространства которого произошло вторжение БПЛА военного назначения следует объясниться? Ну, например, сказать, что произошла непредвиденная ошибка... ветер, например, дул не туда и снесло БПЛА. Не важно сейчас соответствует это хотя бы действительности или нет, но объясниться надо? Мне кажется, что при таких обстоятельствах — обязательно, потому что в любых иных случаях имеет место именно акт агрессии prima facie. Единственная ситуация, когда объяснения не требуются, это только в том случае, если государство, чьи БПЛА вторглись, ведёт боевые действия с государством, в чьё воздушное пространство они вторглись.
А теперь конкретизируем.
БПЛА были принадлежавшие МО Украины, а вторглись они в воздушное пространство Белоруссии. Последняя заявила об этом, но официальный представитель МИД Украины Георгий Тихий в ответ на это брякнул, что Украина вообще не видит целесообразности реагировать на заявление Белоруссии. Вообще-то это — хамство шпаны в чистом, незамутнённом виде. Впрочем, самому по себе хамству в МИД Украины удивляться не приходится, потому что это — нормальный тон поведения вообще украинского внешнеполитического ведомства. Там нет и никогда не было сколь-нибудь воспитанных людей. Кстати, так было и в советское время, другое дело, что выходцам с Украины в МИД СССР весьма часто прищемляли языки, а поскольку, кстати, говоря, украинцы — народ прекрасно приспосабливающийся, то утихомиривались в Москве быстро, но то такое.
Но дело не в хамстве. Дело в ином. Следует иметь в виду, что в соответствии с приведённым выше Определением агрессии ООН 9 августа 2024 года Украина совершила акт агрессии против Республики Беларусь. Этот акт был пресечён объединённым ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации. Да-да, у РФ и Республики Беларусь ПВО именно общее. Так как СБ ООН не принимал никаких резолюций, которые оправдывали такое вторжение, то остаётся только констатировать, что имеет место именно акт агрессии. А стоит помнить, что любая агрессия в отношении Республики Беларусь есть агрессия в отношении Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, как бы эфемерно такое Союзное государство ни выглядело.
Следовательно, по крайней мере 9 августа 2024 года Украина совершила акт агрессии в отношении Республики Беларусь, причём вот тут уже не имеет никакого значения даже как расценивает это, скажем, президент Р. Беларусь... Он, кстати, расценивает его именно так, как написано в цитированной выше ст. 2 Определения агрессии ООН.
Сейчас в совершенно уже развинченном стиле Украина (!) требует от Республики Беларусь переместить войска Республики Беларусь ... на территории Республики Беларусь (!). Слушайте, а на Украине совсем уже обалдели? Что, считается, что теперь каждый прыщ только потому что он занимает какое-то должностное положение на Украине, законность главы государства в которой, между прочим, не просто сомнительна, а вообще никакая, будет указывать Республике Беларусь где и какие войска ей держать на своей территории? И это именно после того, как именно Украина совершила акт агрессии по крайней мере 9 апреля 2024 года на территорию Республики Беларусь.
Заметим, что МИД Украины заверили, что Киев не собирается предпринимать никаких недружественных действий, и призвали соседнюю республику отвести войска от границы «на расстояние, превышающее дальность поражения имеющихся у Белоруссии систем огня». Да чёрт возьми, Украина уже совершила акт агрессии против Республики Беларусь 9 апреля 2024 года, уже совершила!
Мне могут сказать, что ещё ранее, ВС РФ вдвинулись на территорию Украины, в числе прочего через белорусско-украинскую границу. Но... обратите внимание, что это произошло после неоднократных актов агрессии Украины именно в 2014 году, после прямого и неоднократного нарушения Минских соглашений, после неоднократного предупреждения, после прямого отказа тогда ещё президента Украины В.В. Зеленского от исполнения Минских соглашений и после того, как именно ВС Украины начали подготовку вторжения на территории, контролируемые властями ЛНР и ДНР и уже после этого переговоры велись между представителями Украины и России где? Разве не на территории Республики Беларусь? Последнее точно исключает признание со стороны Украины российского вторжения актом агрессии Белоруссии на Украину, даже если бы... подчёркиваю — даже если бы до этого, ранее, в 2014 году Украина не атаковала бы территории Российской Федерации.
Вот такое дело получается. Хотите признавать это или нет, а факт остаётся фактом: Украина 9 апреля 2024 года уже совершила акт агрессии в отношении Республики Беларусь и таким образом любые военные и экономические цели на территории Украины прямо начиная с этой даты являются вполне законными целями для атак ВС Республики Беларусь или с её территории, если целесообразность таковых будет признана руководством Белоруссии. И именно в свете международного права жертвой агрессии является именно Республика Беларусь.
А ведь предупреждали: