Найти в Дзене

Духи пустыни

Пустыня в XIII веке для европейцев начиналась сразу за городскими стенами или пастбищами. Но пустыня, конечно, это не просто безлюдная местность. К «пустыням» относили непроходимые леса, топи и бескрайние степи. Европейцы считали, что там, где нет цивилизации, начинается «пустыня». Художники XIV века изображают духов пустыни черными безжалостными тварями. Даже бесстрашный Марко Поло опасался пустынь Средней Азии. «Да, – пишет Марко, – даже днем люди слышат голоса духов, и часто вам чудятся звуки многих инструментов, особенно барабанов и звон оружия». Поэтому люди всегда держатся вместе, а прежде, чем устроиться на ночлег, ставят указательные знаки, чтобы не сбиться с пути. Но стоит путнику отстать от каравана, как «заслышит он говор духов, и почудится ему, что товарищи зовут его по имени, и зачастую духи заводят его туда, откуда ему уже не выбраться…» Применительно к рисунку семнадцителетнего юноши, понятие «пустыня» – это, скорее, метафизический концепт: непонятное и враждебное прос
Оглавление

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КУДА ОНИ ИДУТ?

В арабском фольклоре ифриты иногда считаются душами умерших. 
Ифриты упоминаются в Коране как «ифрит из джиннов» («сильнейшие из джиннов»).
В арабском фольклоре ифриты иногда считаются душами умерших. Ифриты упоминаются в Коране как «ифрит из джиннов» («сильнейшие из джиннов»).
Ифрит — мифическое существо, могущественный демон в арабской и мусульманской мифологии. Ифриты представляют собой огромных крылатых существа из огня, живущих под землёй.
Ифрит — мифическое существо, могущественный демон в арабской и мусульманской мифологии. Ифриты представляют собой огромных крылатых существа из огня, живущих под землёй.

Пустыня в XIII веке для европейцев начиналась сразу за городскими стенами или пастбищами. Но пустыня, конечно, это не просто безлюдная местность. К «пустыням» относили непроходимые леса, топи и бескрайние степи. Европейцы считали, что там, где нет цивилизации, начинается «пустыня».

Художники XIV века изображают духов пустыни черными безжалостными тварями. Даже бесстрашный Марко Поло опасался пустынь Средней Азии. «Да, – пишет Марко, – даже днем люди слышат голоса духов, и часто вам чудятся звуки многих инструментов, особенно барабанов и звон оружия». Поэтому люди всегда держатся вместе, а прежде, чем устроиться на ночлег, ставят указательные знаки, чтобы не сбиться с пути. Но стоит путнику отстать от каравана, как «заслышит он говор духов, и почудится ему, что товарищи зовут его по имени, и зачастую духи заводят его туда, откуда ему уже не выбраться…»

Применительно к рисунку семнадцителетнего юноши, понятие «пустыня» – это, скорее, метафизический концепт: непонятное и враждебное пространство, при чём вне зависимости от наличия цивилизации, где всё враждебно по отношению к человеку, который пытается найти свой путь из этой пустыни.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Куда идут эти люди? Куда вообще люди идут? Рождённая как обычно из ничего композиция этого листа привела меня в странное соприсутствие разговору между собой двух духов пустыни, которые то ли удивляются, то ли смеются, то ли сожалеют о людях, куда-то идущих сквозь ветер по песчаным барханам.
В горизонт? Но и там их не ждёт ничего хорошего.

Хосе Клементе Ороско, 1939. Место создания: Guadalajara, Mexico. Стиль картины: Мурализм
Жанр исполнения: символическая живопись. Техника исполнения: фреска. Галерея: Hospicio Cabanas, Guadalajara, Mexico
Хосе Клементе Ороско, 1939. Место создания: Guadalajara, Mexico. Стиль картины: Мурализм Жанр исполнения: символическая живопись. Техника исполнения: фреска. Галерея: Hospicio Cabanas, Guadalajara, Mexico
Техника исполнения: фреска. Галерея: Hospicio Cabanas, Guadalajara, Mexico
Техника исполнения: фреска. Галерея: Hospicio Cabanas, Guadalajara, Mexico

Сквозь грозовое небо проступает гигантская фигура пылающего человека. «Человек огня» – этот образ запал мне в сознание из фресок Хосе Клементе Ороско – гениального мексиканского художника-монументалиста.
Единственный реалистический элемент, от которого я первоначально отталкивался – череп с зияющей раной от сабельного удара, которая и сама уже потрескалась на ссохшемся черепе. Не знаю, насколько достоверно мне удалась эта деталь. Второй персонаж, темный и безликий скелет, обнимающий первого и то ли заглядывающий ему в лицо, то ли, наоборот, глядящий в сторону идущих, появился позже. Вместе с ним появился и вопрос – куда они идут?

Иду

Мне непонятен каждый шаг,

нет соглашённости с движеньем.

Я только знаю, что иду...

невесть, какое одолженье!

Бег времени — обратный ход,

день за день, месяц, новый год,

тоннель, вокзал и сожаленье,

что проиграл ещё весну,

и тут же, как всегда, ко сну.

А облака посеют осень

на недопонятый рассвет.

Из-под сургучных эполет,

в конце концов, пробьётся проседь,

и штемпелей ареопаг

бумагу обанкротит фактом,

но факт не урезонит шаг,

а только даст названье тракту.

Борис Левит-Броун, 17 лет, 1967 г. ((размер - ватман 85 на 60 см. свинцовый карандаш)
Борис Левит-Броун, 17 лет, 1967 г. ((размер - ватман 85 на 60 см. свинцовый карандаш)

А что вы видите на этом рисунке? Какие эмоции испытываете?