Журналисты «Вечернего Санкт-Петербурга» рассказали, как работают люди с глухотой в сфере такси, а также пояснили, почему не стоит волноваться за свою безопасность, увидев уведомление «к вам приедет водитель с нарушением слуха».
Согласно результатам исследований, проводимых агрегатором «Ситимобил» в 2018 году, около 43% женщин и 39% процентов мужчин боятся садиться в машину к слабослышащим таксистам. Одни считали правильным, что права инвалидов уравнены, другие высказывались против, поскольку дорога – место повышенной опасности, где нужно не только видеть ситуацию, но и слышать.
К сожалению, на сегодняшний день новых данных нет. Но судя по реакции пользователей Сети на публикации о таких таксистах, количество благосклонных возросло, даже несмотря на то, что недоверие все равно остается.
В нормативном акте № 1604 от 2014 года, регулирующем перечень лиц, которым позволено управлять легковым автомобилем, нет запрета для слабослышащих и глухих водителей.
«В настоящий момент лица с нарушениями слуха ничем не ограничены в возможности оказывать услуги таксистов. Водители, у которых есть проблемы со слухом, обязаны клеить на транспортные средства автомобильный знак «Глухой водитель». Выглядит он как жёлтый круг, внутри которого три жирные чёрные точки, расположенные по углам воображаемого треугольника», – отметил автоюрист Валентин Петрюк.
Как сообщили редакции, в «Яндекс.Такси» и «Яндекс Go» зарегистрировано свыше 2 тысяч водителей с нарушением слуха. В Петербурге и Ленобласти их 130. В сервисе «Поехали» доля слабослышащих водителей – 0,06% от общего числа в России и 0,1% в Санкт-Петербурге, в «Максим» – 0,08% по стране и 0,06% в городе на Неве. В «Ситимобил» и «Таксовичкоф» также работают таксисты с нарушениями слуха, но данных о количестве сотрудников сервисы не предоставили.
Агрегаторы такси создают рабочие места для слабослышащих людей, поскольку для инвалидов найти работу с достойным уровнем дохода сложно.
Лишь трудоустроить таких водителей мало, нужно адаптировать и рабочее место. Слабослышащий таксист узнает о новом заказе с помощью подсветки и вибрации экрана, а коммуницирует с пассажиром посредством чата или карточек.
Статистика ДТП с участием слабослышащих водителей в ГИБДД не ведется, так как за ней не следуют массовые случаи.
«Люди с ограниченным слухом часто обладают развитой интуицией и повышенной концентрацией внимания, что делает их более бдительными и осторожными водителями. Статистика это подтверждает: в среднем рейтинг таких перевозчиков в «Поехали» на 0,04 балла выше», – подчеркнули в сервисе.
Также автоэксперт Дмитрий Попов считает, что и водители, не имеющие проблем со слухом, могут не слышать дорогу, например, если в салоне авто играет громкая музыка. Однако, по мнению специалиста, проблемы со слухом не препятствуют управлению авто, но мешают общению с пассажирами.
«Водителю такси необходимо взаимодействовать с пассажиром, человек может сказать: «Давайте повернём налево, давайте остановимся здесь». Ничего из этого слабослышащий водитель сделать не сможет, ему придётся существенно отвлекаться от управления, от того, чтобы видеть дорогу, на то, как размахивает руками пассажир. Карточки, обозначающие просьбы клиента, – хорошо, но чтобы прочитать информацию на них, таксисту всё же надо отвлечься от управления транспортным средством», – добавил он.
Ранее «Петербургский дневник» писал, какие штрафы ждут водителей с 1 сентября.