Найти тему
Балахнин Илья

Топ-10 ошибок в коммерческом предложении на рынке B2B

За свою профессиональную карьеру я скорректировал больше 1000 коммерческих предложений. Это было и в отделе продаж агентства, и для клиентов, и даже до создания Paper Planes. Могу точно сказать, что ошибки в КП плюс-минус одинаковые вне зависимости от рынка и специфики бизнеса.

Выделил 10 самых часто встречающихся ошибок в КП на B2B-рынке:

❌ КП нацелено не на тот класс клиента, который будет его читать:

Например, документ направляется генеральному директору компании (экономический покупатель), а вы пишите о лучшем стандарте на рынке (это интересное техническому покупателю), но об экономических выгодах ни слова.

Подробнее про три типа клиента в B2B рассказал в этом видео.

❌ Нет экономической проблематизации:

Любое предложение должно показывать, что (а лучше сколько) теряет клиент сегодня, пока не покупает ваш продукт/услугу.

❌ Высылается просто смета:

Таблица в Excel без попытки продажи. Это всегда провал за исключением случаев, когда вы все продали и нужно просто согласовать цифры.

❌ Прописанные выгоды сотрудничества неэкономические:

ЛПР при принятии решения о сотрудничестве будет опираться на экономические факторы. Поэтому, чем бы вы не занимались, должны быть четко указанные финансовые выгоды от работы с вами.

❌ Неясно, какие ресурсы потребуются от клиента для реализации проекта:

Нужно показывать, какие специалисты на стороне клиента потребуются, сколько времени вы займете, какую информацию запросите. Заранее подготовьте экшн-план и ресурсную карту.

❌ Отзывы вместо кейсов:

Потенциальных клиентов больше интересует успешный опыт реализации похожих проектов, чем общие хвалебные слова в вашу сторону.

❌ Нет референс-листа:

В документе нет контактов клиентов, с которыми вы уже реализовывали проекты. Некоторые будущие клиенты хотят лично расспросить об опыте работы с вами, а не только читать кейсы и отзывы.

❌ Нет кастомизации:

По итогам прочтения у клиента не формируется ощущение, что вы поняли его проблему и знаете его рынок. Это больше похоже на типовой документ для всех. Появляется ощущение поверхностного подхода.

❌ Путаная структура:

В голове клиента остается каша, а не внятная структура решения его проблемы. Читайте про пирамиду Минто для построения понятных структур документов (касается, кстати, любых письменных документов).

❌ Нет автоматизации отправки и анализа КП:

Все высылается просто по почте, не используются сервисы типа Dockity или B2B Family.