В июне 2024 года в Ленинградской области широко отмечалось 80-летие Свирской Победы – одного из важнейших сражений Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области. Как только советские войска ушли с южного берега Свири, на поле боя начались работы по созданию музея «Свирская Победа». Он был открыт в ноябре 1944 года. Сегодня в единственном сохранившемся здании военного музея работает Лодейнопольский историко-краеведческий музей. В его коллекции хранится уникальный документ - фотоальбом о деятельности 261-й смешанной авиационной дивизии, которому и посвящена эта виртуальная выставка.
Познакомиться с альбомом можно по ссылке
Фотоальбом представляет собой дополнение к тем отчетным документам, которые обязаны были вести в штабе каждого соединения. Среди них были журналы боевых действий, отчеты, различные справки о боевой деятельности, исторический журнал и исторический формуляр (в нем кратко описывалась боевая деятельность части или соединения за весь период существования).
Фотографический альбом — наиболее яркая презентация боевого пути части. В него включали те материалы, которые служили дополнительной иллюстрацией к действиям войск: портреты представителей командного состава, краткая информация о действиях подразделений. Значительная часть альбома была отведена для фотографий личного состава — среди них есть все командиры полков дивизии, даже если летом 1944 г. их полки действовали в составе других соединений. Поскольку одним из показателей боевого успеха было количество награжденных, составители альбома обязательно включали в альбом эту статистику.
Чтобы этот артефакт эпохи заговорил на понятном для жителей XXI века языке, необходимо напомнить общий контекст военной ситуации лета 1944 г. в Ленинградской области. Вся фронтовая авиация тогда сводились в состав воздушных армий. На Карельском фронте с 1942 г. действовала 7-я воздушная армия. В таких армиях обычно было несколько авиационных дивизий, которые, в свою очередь, состояли из авиационных полков. Все авиадивизии 7-й воздушной армии получили наименование смешанных. В их составе были как штурмовые, так и бомбардировочные авиационные полки, что требовало иного подхода к штабной работе. Такое переформирование было оправданным, так как боевой состав авиадивизий мог часть меняться.
261-я смешанная авиационная дивизия, которой и посвящен исследуемый альбом, была сформирована в ноябре 1942 г. В течение 1943 г. и начала 1944 г. ее части действовали, в основном, на ухтинском, ребольском и кестеньгском направлениях. Когда было принято решение проводить наступление на Свири, большую часть авиации Карельского фронта перебросили южнее. Все авиаполки дивизии уже давно действовали в Заполярье и Карелии.
Оба бомбардировочных авиаполка были сформированы еще в 1939 г. В 1944 г. 80-й бомбардировочный авиационный полк был вооружен самолетами Пе-2. 114-й гвардейский бомбардировочный авиаполк также существовал еще с 1939 г. Он был вооружен американскими бомбардировщиками А-20. Летчики 760-го истребительного полка летали на машинах как советского, так и иностранного производства.
Кроме того, в дивизии оставались и старые советские бомбардировщики СБ, которые на остальных участках фронта уже давно или были потеряны в боях, либо списаны. На страницах фотоальбома мы видим документальные кадры, свидетельствующие о том, какая авиационная техника использовалась в конкретный период времени. В частности, здесь представлена фотография майора Митрофана Петровича Краснолуцкого, Героя Советского Союза, который стоит рядом с самолетом Ил-2. Сам самолет представляет собой одноместный вариант, который производился вплоть до конца 1942 г. Интересно, что Краснолуцкий летом 1944 г. был в другом подразделении: его 828-й штурмовой авиационный полк действовал в составе 260-й смешанной авиационной дивизии. Золотую Звезду Героя он получил за совершенный 12 августа 1941 г. таран вражеского самолета. Его фотография помещена на страницу вместе с другими портретами командиров полков авиадивизии, хотя его штурмовики в ходе боев лета 1944 г. действовали отдельно.
Отдельная страница в альбоме посвящена Герою Советского Союза Алексею Николаенкову, летчику 760-го истребительного авиационного полка. Звание Героя Советского Союза ему посмертно было присвоено в августе 1943 г., уже после того летчик-ас, одержавший восемь побед в воздушных боях, умер от ран в госпитале. Но к июню 1944 г. он был единственным летчиком-истребителем Героем Советского Союза в частях 261-й дивизии.
Стоит заметить, что составители альбома включили в альбом разделы о наиболее успешных боевых вылетах летчиков дивизии. Однако ни один из этих эпизодов не имеет отношения к боевым действиям в районе Лодейного Поля. Все они относятся к более позднему времени, когда боевые действия шли уже севернее, на территории Южной Карелии. Этому есть объяснение, но для начала надо дать пояснения о действиях летчиков в период наступления.
Командование ВВС Карельского фронта к 20 июня 1944 г. смогло создать настоящий ударный кулак. Большая часть соединений 7-й Воздушной армии поддерживали наступление 7-й армии у Лодейного Поля, но боевой состав авиадивизий претерпел довольно серьезные изменения. Поэтому в составе дивизии осталось два бомбардировочных полка. Помимо них, в нее включили еще и части, летавшие на легких самолетах – бипланах У-2 (По-2). Это были ночные бомбардировщики. Все штурмовые и истребительные авиаполки были распределены по другим соединениям.
Что касается действий летчиков, то они получили задачу поддержать наступающих бойцов 7-й армии. Утром 21 июня бомбардировщики дивизии наносили удары по целям на северном берегу Свири. Самолеты Пе-2 бомбили позиции финнов, располагавшиеся прямо напротив Лодейного Поля. Летчики действовали активно, и в эти дни они почти не несли потерь. За сутки они нанесли два удара по финским опорным пунктам. После 21 июня задачей бомбардировщиков было наносить удары по целям в глубине обороны противника. Самолеты были своеобразной артиллерией дальнего действия. Легкие бомбардировщики У-2 в течение нескольких дней почти не действовали, но уже когда территория Лодейнопольского района была освобождена, они начали летать по ночам и сбрасывать на финнов бомбы малого калибра. Более скоростные самолеты в это время оказались прикованы к земле и снова начали подниматься в воздух только к концу месяца. Отсутствие каких-либо упоминаний в альбоме о том, какой эффект имели удары по противнику в районе Свири можно объяснить тем, что в этом районе шли активные боевые действия, и как-то четко выделить свои успехи среди многочисленных ударов по противнику было просто невозможно. Например, по одному и тому же опорному пункту наносился бомбовый удар, далее его обстреливала артиллерия, а при атаке пехоты и танков его же атаковали самолёты-штурмовики.
Совсем иначе обстояли дела, когда летчики наносили удары по целям в глубине обороны противника. И как говорилось выше, вот этому было уделено значительное внимание. Рассмотрим один такой пример. Это налет на станцию Пески в Карелии 29 июня 1944 г. Общее описание этого налета приводит историк И.Г. Иноземцев в книге «В небе Заполярья и Карелии».
Утром 29 июни экипаж воздушного разведчика 80-го бомбардировочного авиационного полка во главе со старшим лейтенантом И. П. Завгородним обнаружил на железнодорожной станции Пески три вражеских эшелона. Погода стояла плохая, поэтому для нанесения удара по эшелонам послали лишь звено старшего лейтенанта Б. А. Пастухова. Когда самолеты Пе-2 подошли к станции Пески, там оказался лишь один эшелон. Видимо, финны догадались, что после советского самолета-разведчика прилетят бомбардировщики, и успели рассредоточить составы. Но их хитрость была разгадана. На соседней станции Застава летчики заметили три эшелона. Трубы паровозов дымились. А с запада подходил еще один эшелон. И хотя Пастухов имел задание бомбить эшелоны на станции Пески, он, правильно оценив обстановку, принял решение нанести удар по эшелонам на станции Застава. Здесь враг не ожидал советской авиации и даже не успел открыть зенитный огонь. Этим воспользовались наши экипажи и с высоты 600 м точно сбросили бомбы по составам.
На странице альбома, посвященной этому налёту, приведены два портретных фото. На одном из них - Николай Михайлович Таратайко, кадровый военный, летавший на самолетах У-2, штурман-бомбардир. За 25 успешных боевых вылетов, совершенных еще в 1942 г., он был награжден Орденом Ленина. За это время он был сбит, самолет упал за линией фронта. Экипаж самолета выжил, снял с самолета часть приборов и пулемет и пустился в путь. Спустя шесть дней им удалось перейти линию фронта и вернуться к своим. Это происходило в начале мая, но в Северной Карелии в это время еще лежит снег, температура воздуха может быть минусовой. В таких условиях летчики пешком прошли около 80 км.
В 1944 г. Таратайко воевал в 80-м бомбардировочном авиаполке в звании лейтенанта. Он был штурманом звена, именно от его умения зависела не только точность выхода звена на цель и его возвращение домой, но и точность бомбометания, чтоб было особенно важно для самолетов Пе-2. Они были способны бомбить с пикирования, что требовало особого умения от летчика и штурмана. Перед самым началом наступления на Свири Таратайко представили к ордену Красного знамени. Награждение утвердили в июле 1944 г.
Как уже говорилось выше, звено самолетов Пе-2 вел лейтенант Борис Александрович Пастухов. Это был опытный летчик, хорошо освоивший этот очень сложный в пилотировании самолет.
Описание самого удара, видимо, приводится по донесению командира звена. К этому описанию прилагается аэрофотоснимок, где хорошо видно, что бомбы попали точно в вагоны эшелонов.
Таким образом, альбом может рассказать о многом. Каждый отдельный его элемент может сам по себе скрывать отдельную историю. Фотографии появлялись на страницах альбома не случайно, и история каждой из них, как и история конкретного человека или представленного события может превратиться в отдельный рассказ.
Выставка подготовлена Вячеславом Мосуновым, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Музейного агентства Ленинградской области.