Программные задачи:
- закреплять представления детей о правилах поведения человека в природном сообществе (лес), о животных леса, умение соотносить животных с природными сообществами;
- развивать стремление и навыки активного участия в охране природы;
- воспитывать познавательное отношение к природе, стремление оберегать её.
Материал и оборудование: карточки-схемы с изображением правил поведения в лесу, игрушки животных (медведь, ёж, барсук, белка, волк, зубр, заяц, рысь, косуля, кабан, лошадь, корова)
Макеты: «Лес», «Ферма», коробка, полиэтиленовые пакеты жёлтого и зелёного цвета, «мусор» (бумага, пластмасса).
Аудиозаписи: звуков леса, хруста веток, песни «Да здравствует сюрприз!» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова), мультимедийная установка, по количеству детей: фотоаппараты, выполненные в технике оригами, повязки с эмблемой «Зелёный патруль», рюкзаки, игрушечные бинокли.
Ход проведения занятия
Воспитатель обращает внимание детей на слайд «Электронная почта» с мигающим значком «Входящее письмо».
Воспитатель (В.).Ребята, мы получили письмо. Как вы думаете, кто нам его прислал? (Предположения детей.) Давайте узнаем, от кого оно.
Сюрпризный момент «Видеописьмо»
На экране демонстрируется видеообращение воспитанников из соседнего детского сада, где они рассказывают о себе и передают коробку с сюрпризом. Воспитатель вносит её в группу.
В. Как интересно! Что же там? (Предположения детей.) Давайте посмотрим.
Звучит фрагмент песни «Да здравствует сюрприз!» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).
Воспитатель открывает коробку и достаёт фотоаппараты, выполненные в технике оригами, рюкзаки, игрушечные бинокли и карточки-схемы с изображением правил поведения в лесу.
В. Интересно, что бы это значило? Рюкзак, бинокль и фотоаппарат — с чем ассоциируются у вас эти предметы? (Ответы детей.) Верно, это может быть путешествие, поход, экскурсия, туристы. Я поняла, ребята предлагают нам совершить путешествие. А если в коробке оказались ещё эти карточки, то, как вы думаете, куда мы можем отправиться? (Предположения детей.) Нас ожидает лесное путешествие. Вы готовы? (Да.)
Игра «Что возьмём с собой?»
Детям предлагают «положить в рюкзак» необходимые туристу предметы и объяснить свой выбор.
В. Мы настоящие туристы. У нас есть всё необходимое. А как же туристы должны вести себя в лесу?
Игра «Правила поведения в лесу»
Дети рассматривают карточки-схемы с изображением правил поведения в лесу и объясняют их содержание и значение.
В. Ребята, чтобы наше путешествие запомнилось и у нас остались о нём приятные воспоминания, мы будем фотографировать то, что увидели. Поэтому давайте проверим, исправны ли наши фотоаппараты.
Детям раздают фотоаппараты, выполненные в технике оригами.
Упражнение «Фотография»
Дети по очереди «фотографируют» сверстников, которые в это время изображают мимикой и жестами разные эмоции. Воспитатель помогает вопросами, например: какое фото получится, если вы увидите красивую бабочку? Если встретите волка? И т.д.
Дети берут игрушечные бинокли, надевают рюкзаки.
В. Итак, в путь! Но будьте внимательны: лесные тропы полны неожиданностей.
Динамическая пауза с элементами пантомимы «По дороге в лес»
Детям называют воображаемые препятствия (кочки, лужа, яма, ветки, ручеёк и др.), которые необходимо преодолеть.
Звучит аудиозапись звуков леса.
В. Вот мы и на месте. Прислушайтесь. Что это за звуки? (Ответы детей.) Это нас приветствует лес и его жители.
Дети подходят к импровизированной лесной поляне, снимают рюкзаки.
В. Давайте ознакомимся с окрестностями.
Дети смотрят в бинокли и замечают «мусор» (пластмасса, бумага), который разбросан на поляне.
Проблемная ситуация «Зелёный патруль»
В. Сколько мусора! Кто его мог оставить? Что нужно предпринять? (Ответы детей.) И в самом деле, нельзя оставить всё так как есть. Лесу требуется помощь. Необходим зелёный патруль.
Патруль — это люди, которые охраняют порядок, а зелёный патруль — это защитники природы. Ребята, поможем лесу? (Да.) Тогда за работу! Куда необходимо складывать мусор? Как нужно его сортировать? (Ответы детей.)
Воспитатель завязывает на руку детям повязки с эмблемой «Зелёный патруль», затем они собирают и сортируют «мусор»: в полиэтиленовый пакет жёлтого цвета складывают пластмассу, зелёного — бумагу.
В. Славно потрудились! Какая красота вокруг. Давайте сфотографируем эту чудесную поляну. (Дети «фотографируют».) Ой, смотрите, бабочка полетела! Сделаем ещё одно фото.
Физкультминутка «Бабочка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Наша бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз — росой она умылась.
Два — изящно покружилась.
Три — нагнулась и присела,
И нектара всласть поела.
На цветочке посидела,
В лес чудесный улетела.
Слышится хруст веток.
В. Ребята, что это за звук? (Ответы детей.) Видимо, кто-то по лесу ходит. Давайте посмотрим.
Игра «Кто заблудился в лесу?»
На столе расположен макет «Лес» с игрушками животных (медведь, ёж, барсук, белка, волк, зубр, заяц, рысь, косуля, кабан, лошадь, корова) и макет «Ферма». Дети рассматривают животных, рассказывают о них, определяют, кто лишний, и перемещают их на макет «Ферма».
В. Ребята, наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться. (Дети надевают рюкзаки.)
Динамическая пауза с элементами пантомимы «Дорога домой»
Проводится аналогично динамической паузе «По дороге в лес», дети по очереди самостоятельно придумывают и называют воображаемые препятствия.
Рефлексия «Фоторепортаж»
В. Вот мы и в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Расскажите, что интересного вы увидели и сфотографировали в лесу. (Ответы детей.) Замечательно! Мы с вами обязательно ещё не один раз пройдём увлекательными лесными тропами.