Найти тему
История 2.021 ☑️

Первый дворец императора Нерона — Транзитный дом в Риме

Транзитный дом (Domus Transitoria) — очень загадочный дворец, о котором известно гораздо меньше, чем о других резиденциях римских императоров.

Другие дворцы Цезарей: Domus Augustea, Domus Tiberiana, Domus Augustana и Domus Flavia, Domus Severiana и даже Domus Aurea) все еще можно увидеть на Палатинском холме или в обширных руинах поблизости. Между тем, о первом дворце Нерона известно на удивление мало. Светоний пишет в «Жизнеописаниях цезарей», что Нерон построил его, чтобы соединить различные резиденции, унаследованные от его предков на Палатине, Велии, Оппии и Эсквилине. Но этот дворец был разрушен во время великого пожара Рима в 64 г. н. э. Нерон не стал его восстанавливать, а на его руинах вскоре построил Domus Aurea.

-2

Но не весь Domus Transitoria исчез. Оказывается, небольшой фрагмент этого дворца сохранился. До недавнего времени он был закрыт для посетителей, но теперь всё изменилось.

Рядом с большим обеденным залом (триклинием) дворца Домициана на Палатинском холме находится небольшая лестница. Она вела под землю к части Domus Transitoria, которая была погребена и служила фундаментом Domus Flavia. Как выглядел этот чудом сохранившийся уголок дворца? Он был задуман как укрытие от летней жары, поэтому был заглублен в землю. В середине был своего рода открытый двор с восемью колоннами. Одна из его сторон имела форму живописного фонтана с колоннами. В середине этого подземного двора, между восемью колоннами, упомянутыми выше, находилась столовая с небольшим бассейном. Сегодня не ясно, поддерживали ли колонны деревянную крышу или просто своего рода шатер, защищающий от солнца. Оба варианта возможны.

Уча­сток Про­ход­но­го дома на Пала­тин­ском хол­ме.
Уча­сток Про­ход­но­го дома на Пала­тин­ском хол­ме.

По обе стороны внутреннего двора симметрично располагались две высокие комнаты, перекрытые сводом, открытые во внутренний двор и отделенные от него только двумя парами колонн, и две дополнительные комнаты поменьше. Полы этой части дворца были покрыты разноцветным мрамором. Стены были украшены белыми и золотыми фресками, сюжеты которых отсылали к «Илиаде» Гомера. Похожие росписи украшали потолки. Кроме того, в своде находились куски стекла в форме полусфер сапфирового цвета, которые сияли как звезды в свете ламп.

Но вернемся к самому эффектному элементу комнаты — фонтану. Как я уже упоминал, он занимал одну сторону подземного двора. В середине стены была устроена ниша со ступенчатым каскадом с белыми мраморными ступенями, остатки которых можно увидеть и сегодня. Чуть ниже располагалась живописная мраморная конструкция — ряд чередующихся ниш и колонн, напоминающих сцену римского или греческого театра. Вода также текла между ними в узкий бассейн внизу.

Две тысячи лет назад это место, должно быть, было вершиной роскоши. Изысканные, новаторски оформленные фрески, каменные настенные покрытия, блестящие полы, журчащая вода, дающая передышку от летней жары, и тень боковых комнат. Возможно, именно там Нерон декламировал свои поэмы и играл на китаре. Возможно, там он вел споры с Петронием. Там он слушал Сенеку. Там он целовал Поппею и играл со своей дочерью: Клавдией Августой.

Вир­ту­аль­ная рекон­струк­ция Про­ход­но­го дома.
Вир­ту­аль­ная рекон­струк­ция Про­ход­но­го дома.

Трудно сравнивать убранство Domus Trasitoria с убранством дворцов его предшественников: Тиберия, Калигулы и Клавдия. Однако, если сравнивать его с хорошо сохранившимися фрагментами дворца Августа, они выглядят ослепительно. Оба дворца, хотя их строительство и разделяло всего несколько десятков лет, принадлежат к двум разным мирам. Дом Августа был декоративным, но консервативным по форме и художественному содержанию. Дворец Нерона является выражением страстей императора, желающего возвысить себя над своими подданными. Он подчеркивает удивительную форму, предназначенную для того, чтобы стать сценой для художественных представлений императора. Качество его украшений демонстративно показывает, что император не обычный человек. Он больше не просто «первый среди равных».

Вир­ту­аль­ная рекон­струк­ция Про­ход­но­го дома и его зеле­ных зон на фоне город­ских застро­ек Рима. Фото: Progetto Katatexilux / Parco archeologico del Colosseo.
Вир­ту­аль­ная рекон­струк­ция Про­ход­но­го дома и его зеле­ных зон на фоне город­ских застро­ек Рима. Фото: Progetto Katatexilux / Parco archeologico del Colosseo.

План сохранившихся комнат Domus Transitoria показывает страсть Нерона к величию и симметрии в архитектуре. Ничто в его зданиях не было случайным, и каждый элемент был тщательно отточен. То, что построил Нерон, должно было быть «лучшим». Нерон не терпел компромиссов. В Domus Transitoria раскрываются все черты нероновской архитектуры, которые позже нашли свое выражение, например, в Domus Aurea или в термах на Марсовом поле.

Фрес­ки Про­ход­но­го дома.
Фрес­ки Про­ход­но­го дома.

Что сегодня осталось от прекрасного дворца Нерона? К сожалению, нужно обладать большим воображением, чтобы увидеть былое величие в подвале под более поздним триклинием Домициана. Пожар 64 г. н. э. уничтожил сооружения, расположенные над уровнем земли, но пощадил подземные помещения, поскольку на сохранившихся фресках нет следов огня или дыма. Но после пожара у Нерона уже был в голове новый великий проект: Золотой дом (Domus Aurea), часть которого должна была располагаться на территории бывшего Domus Transitoria.

Золотой дом (Domus Aurea)
Золотой дом (Domus Aurea)

Видно, что фрагменты ценных каменных украшений были демонтированы в древние времена, возможно, для украшения нового дворца. Большой подземный обеденный зал с каскадным фонтаном был засыпан и ранее разделен огромными необработанными стенами, которые стали фундаментом для Золотого дома. Но сохранились фрагменты полов, некоторые фрески и части мраморной облицовки нимфея.