Найти тему
Валерий Грачиков

Завзятый театрал

Пожилой человек азартно подпрыгивал в кресле, когда балерины на сцене Итальянского театра выделывали очередные па.

- Грушенька, руки, не забывай про руки! Анюта, выше, выше! – раздавалось из ложи князя Голицына. Зрители оборачивались на его возгласы и потешались над бурными эмоциями барина, пытавшегося дирижировать идущим на сцене спектаклем.

Декорации к мультфильму "Гофманиада" в Калининградском художественном музее
Декорации к мультфильму "Гофманиада" в Калининградском художественном музее

Впрочем, зрители понимали, что у этого чудака есть такое право: завзятые московские театралы устроили аншлаг на балете, который давал в Первопрестольной личный театр Григория Ржевского. Барин из рязанской глубинки привез в Москву свой дворовый театр, чтобы похвалиться, как в рязанском селе Исады умеют ставить балеты. Публика собиралась посмеяться над провинциальной серостью. Но на самом деле оказалось, что 3600 рублей выручки за спектакль собрали не зря. Потому что Григорий Павлович Ржевский на самом деле сделал из своих крепостных крестьян отличных актеров. И спектакль удался на все потраченные на него деньги.

«Григорий Павлович Ржевский». Силуэт в альбоме "Коллекция силуэтных изображений современников Екатерины II" 1782 г.
«Григорий Павлович Ржевский». Силуэт в альбоме "Коллекция силуэтных изображений современников Екатерины II" 1782 г.

Так уж получилось, что Ржевские могли себе позволить потратиться на дорогие развлечения. Большинство рязанских помещиков владели десятком-другим крепостных. Но к Григорию Ржевскому это не относилось. В одном только селе Исады у него имелось под 400 душ крепостных. И это только одно из его владений, выбранное в качестве главной усадьбы, после того, как Ржевский закончил свою гвардейскую службу, не став ни генералом, ни даже полковником. Да и вообще его с молодости увлекала театральная сцена.

Все началось с того, что дядюшка Григория Ржевского, Степан Матвеевич, решил устроить у себя дома домашний театр ради дочери Федосьи, закончившей с «шифром» за успехи в науках Смольный институт. Главные роли доставались Федосье, которая как раз была барышней на выданье, а фоном у нее выступали родственники и друзья, принимавшие участие в домашних постановках.

Федосья Степановна Ржевская
Федосья Степановна Ржевская

И так это все понравилось кузену Федосьи Григорию Павловичу, что он стал завзятым театралом на всю жизнь. Как и его закадычный приятель князь Иван Михайлович Долгоруков, который, как говорят, некоторое время был влюблен в кузину Федосью и уж во всяком случае написал о ней в мемуарах добрые слова, вспоминая домашний театр в Москве, когда все они были молоды:

«…Она была тиха, скромна и меланхолического свойства. Природа одарила её разными талантами, из коих наипаче отличалась она в искусстве Терпсихоры. Будучи еще на воспитание в Смольном, она танцевала балеты при Екатерине, которые так ей полюбились…»
Иван Михайлович Долгоруков
Иван Михайлович Долгоруков

После службы в Семеновском полку пути-дороги приятелей разошлись. Ивану Михайловичу в дальнейшем было суждено десять лет служить владимирским губернатором (сам напросился, мечтая получить назначение в Париж или, на худой конец, в Нижний Новгород, но Александр I заслал его во Владимир). А Григорий Ржевский женился на дочери фельдмаршала Каменского Марии.

Говорят, что женился Григорий Ржевский тоже благодаря театру. Гости собирались у Каменских, чтобы разыгрывать пьесы Вольтера. Ржевский так ярко проявлял себя на этих вечерах, что стал зятем фельдмаршала. Правда, потом, через много лет, окажется, что Григорию Павловичу было не до семейной жизни и не очень до жены. У него был его личный театр.

На свой крепостной театр в Исадах он угрохал столько денег, что в итоге пришлось продавать и любимое имение и сами Исады. Правда, потом, когда через некоторое время с деньгами наладится, Ржевский отгрохает себе другой особняк, купив имение поблизости, потому что проданные Исады, ему, конечно, никто назад продавать не станет – уж больно красивое и богатое село. Всего, по мнению почт-директора Булгакова, Ржевский истратил на свои театральные затеи не менее чем цену четырех тысяч крепостных. И все равно в итоге оказалось, что содержать свой дворовый театр помещик, даже состоятельный, не в состоянии. Уж очень это дорогое удовольствие – своя собственная балетная труппа, да еще и учителя из Парижа для себя и балерин.

Домашний театр во дворце Юсуповых в Петербурге
Домашний театр во дворце Юсуповых в Петербурге

Закончилось все хорошо как для барина, так и для его театра. Потому что балерин купила Дирекция императорских театров по 1000 рублей за душу. Ржевский получил 28 тысяч рублей с рассрочкой платежа на пять лет. Балерины – личную свободу и новое место работы. Дополнительным бонусом для Григория Ржевского стала личная слава, потому что он угодил в грибоедовское «Горе от ума»:

«На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей!
Сам погружен умом в зефирах и амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и зефиры все
Распроданы поодиночке…»

К сожалению, со временем, любовь к театру и искусству стала у Ржевского уж слишком навязчивой. Он набивался в приятели к молодому Пушкину, тем более, что сын Григория Павловича учился с ним в Лицее. Сам писал стихи, над которыми современники иронизировали. Высоко ценил творчество графомана Хвостова. Но при всем при этом не унывал: успевал и театром увлекаться, и имения продавать и покупать. И в общем-то, несмотря на то, что денег угрохал тысячи, сыну Михаилу, который тоже на славу покуролесил и на войне, и в мирное время, тоже осталось вполне неплохое состояние.

Конечно, остался в истории как чудак и сумасброд. Но жизнь прожил на всю катушку. Вот только крепостным Григория Павловича не позавидуешь.

----------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.