Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Убить дракона», «Игла», «Беглецы» и другие фильмы

«У нас не было проблем отцов и детей, а если о них и заговаривали, то лишь в связи с непреходящим восторгом перед бессмертным подвигом Павлика Морозова. Хотя мне, правда, никогда не хотелось, чтобы мой сын повторил этот подвиг — и чем дальше, тем меньше мне этого хочется. У нас не было на*комании, проституции, организованной преступности. Мафии мы дали постоянную прописку на Сицилии, проституткам — на Пляс Пигаль, на*кобизнесу — на «диком Западе». У нас ничего этого не было».

Читаем «Спутник кинозрителя» 1989 года (№ 1):

«Примерно пятнадцать лет назад в «Комсомоль­ской правде» была опубликована моя ре­цензия на спектакль Марка Захарова «Тиль». Предметом отдельной моей гордости было не имеющее отношения к спектаклю обстоятель­ство — в статье напечатали непечатное в пору позорной реабилитации Сталина слово «стукач». Что-то не сработало в кабинетах, где тогда все прочитывалось через лупу, — лупа что ли сломалась?

Прошло пятнадцать трудных лет, и это слово прозвучало с трибуны XIX партконференции. Для меня это было знаком, залогом того, что мы становимся и станем, наконец, сво­бодными людьми, свободным обществом, где не будет места для лжи, клеветы, доноса, «стука». Сейчас происходит духовное возрож­дение народа. Но еще не стало так легко, как хотелось бы, говорить правду. Слишком долгим был путь лжи и молчания.

Наше кино переживает сейчас трудный пе­риод. Кинематографисты уже стесняются упо­треблять старые слова, но еще не научи­лись употреблять слова новые. Происходит период преодоления немоты, кинематограф бро­сается из одной крайности в другую, но для подсчета его достижений по-прежнему хватает пальцев одной руки.

Я рискнул высказать вам свое мнение о фильмах одного месяца. Признаюсь, сами по себе фильмы как некая замкнутая система художественных особенностей или отличий вол­новали меня далеко не в первую очередь. Многие картины дали лишь оперативный повод высказаться на темы, волнующие сегодня лю­бого человека, искренне желающего добра и света Отечеству. Вот почему я зачастую спе­циально избегал прямого рецензирования — не в анализе тех или иных фильмов сейчас дело. А в том, как каждый из них — своими ли достоинствами или, наоборот, своей художественной «недовыраженностыо» — влия­ет на умы и настроения людей.

Буду рад, если ваши и мои оценки совпа­дут. Не огорчусь, если наши суждения ока­жутся различными — это нормально. Как нор­мально и то, что существование двух полярных мнений совсем не обязательно предполагает, что одно из них истинное, а другое - ложное. Множественность суждений, отсутствие мо­нополии на изречение абсолютных истин — это только начало трудного пути, по кото­рому нам все-таки посчастливилось пойти» (кинокритик Валерий Туровский).

«Убить дракона»

«У этой самой страшной сказки Евгения Шварца и судьба была самая страшная. Незадолго до окончания Великой Отечествен­ной войны ее поставил Николай Павлович Акимов в Ленинград­ском театре Комедии. Потом — почти двадцатилетнее небытие.

Прямых свидетельству что «луч­ший друг» советских драматургов читал пьесу «Дракон», вроде бы нет. Но рьяные исполнители без­ошибочно учуяли и легко рас­шифровали намеки, содержащие­ся в этом разящем антидиктаторском памфлете.

На долгие го­ды путь «Дракону» к сцене, а тем более к экрану, был зака­зан.

Во времена оттепели за пьесу ухватились многие театральные режиссеры. Но вскоре всем нам намекнули, что никакого культа в нашей стране не было, а были лишь отдельные незначительные нарушения социалистической за­конности. Мы все дружно этот намек поняли, и пьеса «Дракон» вновь оказалась не ко времени.

Если какой отчаянный театр и принимался за постановку, то «пробивала и удерживал ее в ре­пертуаре ценой огромных муче­ний. Об экранизации не было ни речи, ни мысли. В ком-то из нас жил сам дракон, в ком-то страх перед драконом, который безошибочно указывал, о чем доз­волено сейчас говорить, а о чем не следует и заикаться.

…Работа по актуализации произведения не понадобилась, настолько все со­временно, своевременно в замеча­тельной шварцевской сказке.

За­харов только подчеркнул — и в названии картины, и во всем ее строе — существенную мысль драматурга, что страшен не сам по себе дракон, а страшен страх перед драконом. Страх — перво­причина предательства, доноса, навета, хулы, клеветы. И пока этот животный страх живет в челове­ческой особи — будет жить и дракон. И тут наступает черед самого мучительного и долго­го процесса — надо убить драко­на в себе.

Надо освободиться от пут рабства и страха, от пси­хологии «маленького человека», рождающей большие беды.

К сожалению, человек так устроен, что, получив свободу, он, как правило, решительно не знает, что ему с ней делать. Согла­ситесь, что и в наши дни по­добная растерянность дает о себе знать. …

-2

«Мерзавец»

Бывает же так, что концепцию фильма, заявленную уже в самом его названии и не оставляющую ни малейших надежд на симпатию авторов к своему главному герою, зритель настойчиво и упрямо игнорирует. И сколько раз нам поведают с экрана, что Хаттам Аскеров мерзавец, мерзавец, мерзавец, ровно столько раз нам захочется дать ему еще один, хоть крошечный шанс на искупление грехов.

Ведь был же человек как человек — отзывчивый, добрый, нелепый, неловкий, неудачливый. Таких бы жалеть и жалеть, а вы — мерзавец. Да какой же он мерзавец, Хаттам Аскеров? Ведь живи он в более изысканное и в более изящное время, разве позволил бы он себе опуститься за ту черту, после которой человек перестает быть человеком, а становится заурядным мерзавцем?!

Время виновато. Сколько раз мы произносили эту спасительную ложь, чтобы оправдать и собственную трусость, и собственный конформизм, и собственную гражданскую сонливость, и социальную апатию. Стукнувшись раз- другой, пусть и очень больно, о- дверь или стол начальника, мы опускали руки, поджимали хвосты и изрекали сакраментальное: «Время виновато!»

Время ломает того, кто дает себя сломать. Кто, .отчаявшись, считает, что мерзостей хватит и на свой, и на чужой век, кто полагает, что плетью обуха, что не в свои сани, что всяк сверчок и что чин чина почитай.

Рабская психология и рождает мерзавцев. Свободный человек не станет предавать, тем самым покушаясь и на собственную свободу. Но быть свободным человеком — это требует сил и мужества. Быть мерзавцем и подлецом куда как легче. Поначалу будет немножечко противно, но потом и это пройдет.

Внешняя легкость и тонкая ироничность фильма лишь ненадолго введут в заблуждение относительно серьезности намерений и позиций его авторов.

У нас впереди пойдет еще речь о фильме «Филиал», создатели которого добровольно замкнулись на сарказме и иронии.

Авторы же картины «Мерзавец» идут куда дальше, бесстрашно препарируя явления, с которыми каждый из нас встречается по нескольку раз на дню. Да, авторы саркастичны и ироничны. Но они еще и философичны, несмотря на обманчивую в своей яркости «упаковку» фильма.

И, конечно же, самое яркое явление этой картины — невиданный, неизвестный, небывалый, неистощимый, замечательный актер Мамука Кикалейшвили.

Ума не приложу, как все мы жили без такого актера? Плохо, в общем-то, жили. Если бы мы еще чуть-чуть вынуждены были жить без него, нам ничего иного не оставалось бы, как попросту выдумать его. Пронзительно-скорбный взгляд больших карих глаз с одинаковой искренностью излучает боль и порок, власть страсти и страсть власти, унижение и униженность, сочувствие и бесчувствие.

Признаться, такого свободного перетекания из одного состояния в прямо ему противоположное, таких незаметных, мгновенных переливов разнообразных и взаимоисключающих черт характера героя, такой цельности и противоречивости, таящихся в одном нелепом и неуклюжем персонаже,— видеть, кажется, не приходилось.

И если бы в «Мерзавце», который представляется мне бесспорной и принципиальной удачей киностудии «Азербайджанфильм», не было бы ничего, кроме столь замечательного актера, картина все равно бы стала заметным явлением нашей кинематографической жизни. Надеюсь, вам нетрудно будет в этом убедиться.

-3

«Игла»

Круг проблем нашей сегодняшней жизни, обсуждение которых не так давно не выходило за границы отдельных и коммунальных кухонь, становится достоянием публицистики, литературы, кинематографа.

У нас не было проблем отцов и детей, а если о них и заговаривали, то лишь в связи с непреходящим восторгом перед бессмертным подвигом Павлика Морозова. Хотя мне, правда, никогда не хотелось, чтобы мой сын повторил этот подвиг — и чем дальше, тем меньше мне этого хочется. У нас не было на*комании, проституции, организованной преступности. Мафии мы дали постоянную прописку на Сицилии, проституткам — на Пляс Пигаль, на*кобизнесу — на «диком Западе». У нас ничего этого не было.

А в жизни?

А в жизни все это и многое другое имело и имеет место быть, и расцветало тем пышнее, чем сильнее мы от всего отмахивались и открещивались. Стараясь выглядеть лучше, чем оно есть на самом деле, общество рискует стать хуже, чем на самом деле оно есть. Пришло время осознания столь насущной мысли — и искусство с разной степенью таланта и пафоса незамедлительно заговорило о том, о чем раньше сказать не смело.

Экстравагантность фильма «Игла», в котором нет ни мощи, ни страсти айтматовской «Плахи» (другие цели, другие задачи, а, следовательно, и другие результаты; тем не менее сделает эту картину близкой самому молодому зрителю.

В отличие, скажем, от той же «Плахи» фильм снят на языке тех, о ком он снят. Сегодняшние поклонники рока и «тяжелого металла», наши нынешние полуночные рокеры-мотоциклисты и наши доморощенные панки — они, оказывается, есть, они заявляют о себе скрежетом «металла» и подчеркнутым неучастием в презираемой ими суете, которую мы именуем жизнью.

Мы имеем ту молодежь, которую имеем. … Есть трудная молодежь — запутавшаяся, растерявшаяся, лишенная веры в идеал. Это и естественно, потому что, как мы недавно с удивлением обнаружили, быть молодым действительно очень трудно.

Трудные дни настали и для Моро, молодого героя фильма «Игла». Кто он, этот человек ниоткуда, этот мальчик без родителей и определенных занятий, мы так толком и не узнаем.

Да и важно ли это? Важны ли его отношения с некогда любимой им девушкой Диной, которая «села на иглу» и уже не в силах отказаться от на*котиков? Важно ли и то, что он пытался, как мог, бороться за жизнь и судьбу девушки, но испытал на себе действие закона, гласящего, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным.

Важно прежде всего то, что он — человек. Со своим кодексом чести, своими представлениями о том, что есть добро и зло, и если его понимание жизни совсем не совпадает с нашим, то это вовсе не значит, что плох герой, а не мы. Он — другой, и с этим мы обязаны если не мириться, то по крайней мере считаться.

Иные, чем мы, и все остальные персонажи фильма. И если они нам не нравятся, то это уже наши трудности и проблемы. С таким же успехом жизненные прототипы кинематографических героев имеют полное моральное право заявить о том, что это мы им не нравимся.

Авторы фильма погружают зрителя в странный, далеко не всем понятный и приятный мир молодых героев, с их изломанными душами и судьбами, с их проблемами, среди которых не найдется места для вопроса, с кого бы делать жизнь, с их нервными, взвинченными взаимоотношениями, где деформируются (с точки зрения пресловутого здравого смысла) такие понятия, как дружба, любовь, честь.

При кажущейся простоте, бесхитростности и безыскусности картины она интересна прежде всего своей искренней тревогой за судьбы этой молодежи. Плохая она или хорошая — этот вопрос не обсуждается. Это — наша молодежь, а следовательно, и наше будущее, и будущее нашей страны, и будущее нашего мира. И хотя фильм прежде всего сделан для молодежи, но, думается, он адресован и многочисленным ее оппонентам,— тем, правда, кто по-настоящему болеет за молодежь, кто хочет помочь ей.

Для этого, прежде всего, надо понять молодых, войти в их странный мир, узнать их язык, их заботы и печали. И тогда мы увидим, что они все-таки такие же, как и мы, но только более незащищенные, более ранимые, нуждающиеся не в нашем окрике и поучении, а в нашем понимании и сострадании.

-4

«Происшествие в Утиноозерске»

Всякий фильм для чего-нибудь да ставится. Каждая рецензия на него, тем более рецензия, преследующая рекламные цели, для чего-нибудь да пишется. По крайней мере для того, чтобы объяснить, зачем снят тот или иной фильм.

Рискуя вызвать упреки в некомпетентности и непрофессионализме, я с обескураживающей простотой и прямотой, целиком позаимствованной из фильма «Происшествие в Утиноозерске», простодушно и прямо заявляю: «Не знаю».

Конечно же, киноактер Семен Морозов, переквалифицировавшийся в кинорежиссера, будет по-своему прав, если предложит кинокритику, не сумевшему разобраться в его картине, переквалифицироваться в управдомы.

Но, во-первых, не возьмут, потому что кому нужен критически настроенный управдом, а во-вторых, и сам не пойду, предпочитая все же заниматься тем делом, к которому приспособлен.

А приспособленность к профессии выражается еще и в том, что если не умеешь ответить на вопрос, зачем этот фильм, го начинаешь отвечать на вопрос, о чем этот фильм. Только и всего.

Так вот, это фильм о том, что мы тоже не лыком шиты и что в нашем среднерусском Утином озере тоже кое-что водится — например, чудовище, рядом с которым шотландка Несси может и не высовываться из своего Лох-Несса.

Конечно же, вокруг этого происшествия в Утином озере происходят очень смешные недоразумения. Обхохочешься. Конечно же, на берегу Утиного озера стоит, как водится, химкомбинат, который своими стоками губит бедное чудовище, и местные жители, спасая жемчужину природы, чуть ли не плачут. Обрыдаешься.

Конечно, мошенник Жгульев хоть и мошенник, но именно он первым обнаружил существование зверя в озере и теперь законно упивается законной славой. Обопьешься.

Конечно, у Жгульева есть жена и еще кое-кто, о чем законная жена законно подозревает и крепко по этому поводу переживает. Испереживаешься.

Конечно, если есть мошенник, то есть на него и порядочный человек, который кладет жизнь на спасение жемчужины природы, и если честным путем спасти «жемчужину» не получается, то можно, наверное, и не очень честным, но очень искренним. И спасатель «жемчужины», хотя это ему глубоко противно, идет ва-банк. Набанкуешься...

Конечно же...

Впрочем, хватит, наверное, испытывать читательское терпение. Тем более что худо-бедно мне, кажется, удалось ответить на вопрос, о чем фильм «Происшествие в Утиноозерске».

А уж зачем этот фильм — пусть подумают будущие его зрители.

-5

«Тринадцатый апостол»

И вот новое обращение режиссера к прозе Рэя Брэдбери, в которой Бабаяну вновь показалась более важной не занимательная, а философская ее направленность. Отсюда и замедленный, рассудочный и рассудительный ритм ленты, и ее идейно-философская нагруженность (а местами даже перегруженность), и сдержанная гуманистическая страсть в рассуждениях о моральном пределе. дальше которого наука не смеет идти, а если пойдет, то это будет последний шаг, за которым последует гибель цивилизации.

Режиссеры не любят, когда критики и теоретики называют их предшественников. Режиссеры любят слыть первооткрывателями, стараясь не замечать, что открытие давно уже произошло.

У фильмов С. Бабаяна есть фильмы-предшественники и есть режиссер-предшественник, и не думаю, что авторы «Тринадцатого апостола» обидятся за обнаруженную аналогию. Я прежде всего имею в виду «Солярис» и «Сталкер» Андрея Тарковского.

Упрек ли это или похвала — покажет время. Сейчас же абсолютно четко видно стремление С. Бабаяна к тому, что принято называть «стилистикой Тарковского». Внешне бесстрастное отношение к событийно-бессобытийному ряду, сознательное снижение значения всех предшествующих событий для более полного раскрытия события ключевого, в котором-то и закольцуется, переплетутся, переплавятся идеи, знаки и символы всего, что было до...

Этот фильм не для всякого любителя кинофаитастики. Как, впрочем, и проза С. Лема, Р. Брэдбери, братьев Стругацких тоже ведь не дли всякого любителя фантастической литературы.

Картина потребует от зрителей максимальной сосредоточенности и собранности, а те, кто придут в кинозал развлечься и отдохнуть, жестоко обманутся.

Но зритель, чья душа открыта тревогам мира и времени, проблемам нашей планеты и существования цивилизации, будет щедро вознагражден за соучастие в этой трудной и неоплатной работе: болеть и тревожиться за будущее, судьбы которого решаются сегодня.

-6

«Филиал»

Ощущение бреда и нереальности происходящего посетит зрителя этой картины с самых первых ее кадров. И если с самого начала фильма «Филиал» не воспринять его как прозрачный намек на наше недавнее прошлое с его бредовыми благоглупостями, то ощущение это может стать устойчивым и продержаться до конца сеанса.

Не хотелось бы. Потому что в этой не столько остроумной, сколько пытающейся быть остроумной картине, действительно немало такого, что составляло наше постыло-равнодушное прозябание, которое нам велели называть расцветом духовной жизни народа.

В кадре ..мелькнет табель-календарь на 1982 год, чтобы у зрителей не оставалось никаких недоумений относительно того, почему эти странные люди, в дальнейшем именуемые действующими лицами, столь убоги, скудоумны и нелепы.

А просто они из бравурной эпохи «великого застоя», когда от человека требовалось лишь внешнее проявление лояльности и внешнее же выражение интереса за порученное дело. Когда от человека не требовалось ничего, кроме того разве, чтобы он несколько раз на дню изображал чувство глубокого удовлетворения и покидал рабочее место с чувством невыполненного долга. Я вовсе не преувеличиваю, просто не могу забыть это наше общее прошлое и расстаться с ним, смеясь..

Несмотря на то даже, что авторы фильма предлагают именно такую, гомерически-фарсовую картину прощания с прошлым.

Что ж, возможен и такой поворот сюжета, и такой взгляд на наши былые беды — кто осудит?

Тем более что зритель, который не купится на обманчивую легковесность и простодушность повествования, быть может, узреет в ней и более глубокий второй план, о котором, боюсь, авторы «Филиала» даже не подозревают.

Иначе они бы не удержались в избранной тональности гротеска, фарса и бурлеска и непременно бы «сфальшивили», вписали бы в натужно игривую партитуру фильма весьма уместную, на мой взгляд, ноту отчаяния и скорби по поводу этой кромешней жизни, что плотно окружает действующих лиц.

Впрочем, каких уж там действующих? Точнее было бы сказать — бездействующих. Ибо нельзя же назвать деятельностью то, что сутками, с одуряющей монотонностью и однообразием происходит в филиале какого-то никчемного НИИ! Имитация деятельности, жизни и чувств — вот и все, чем старательно занимаются обитатели филиала. Их, как и всех нас в то время, такая жизнь вполне устраивала: не было бы хуже, и за то спасибо...

Впрочем, боюсь, что я занялся уже не своим делом: додумываю и снимаю свой фильм. Стараюсь увидеть в нем то, что хотел бы увидеть, но от чего драматург и режиссер настойчиво уходили. А может быть, попросту не дошли?

-7

«Эти… три верные карты...»

Картина со столь многозначительными многоточиями в ее названии идет примерно столько времени, сколько понадобилось бы для вдумчивого троекратного прочтения пушкинской «Пиковой дамы». Впрочем, есть ведь любители и поклонники медленно струящегося кино, где подолгу и любовно рассматриваются камерой интерьеры и экстерьеры, мундиры и платья, эполеты и плюмажи, дрожки, сани, экипажи... Тройка, семерка, туз...

Любая экранизация, как мне кажется, только тогда имеет смысл, когда ей удается в хорошо известном произведении приоткрыть то, что ускользало от взгляда читателя. Ушли — и, кажется, уже навсегда — бессмысленные споры критиков и зрителей о том, что важнее сохранить при переносе литературы на экран: ее дух или ее букву.

Важнее всего — не все и не сразу поняли это — художественный итог прочтения, а не въедливое подсчитывание, какие сцены и персонажи «злонамеренно» сократил (или дописал) вольный трактовщик классики.

И все- таки я не удержался от искуса сравнения и сопоставления, так сильно они напрашиваются. И не сравнения даже, а единственно недоумения: как на основе лаконичной, сжатой, словно стальная пружина, крошечной и великой повести удалось авторам снять такую растянутую, размытую и вялотекущую картину?

Но ведь удалось! И боюсь, если бы не талант нашей старейшей и замечательнейшей актрисы Стефании Станюты, если бы не дарование молодого актера Александра Феклистова, то «удача» по части безразмерного растягивания пленки оказалась бы единственной удачей фильма.

Впрочем, быть может, я излишне суров и придирчив?

Есть же в фильме два замечательных актера, есть бесспорно уважительный подход к прочтению, переходящий местами в душевный трепет, есть аромат и вкус эпохи, есть кое-какие милые и обаятельные подробности кинематографического чистописания...

Нет, пожалуй, только одного и, видимо, самого главного — ответа на бесхитростный вопрос, во имя чего именно сейчас, сегодня предпринимается именно эта экранизация.

Фильм таким вопросом, кажется, и не задается и отвечать на него, судя по всему, не берется. Ну, а если сыщутся более сообразительные и удачливые зрители, сумеющие разгадать загадку появления этой картины, буду за них искренне рад.

-8

«Беглецы»

Достаточно было бы только сказать, что в этом фильме снялись звезды французского кино Жерар Депардье и Пьер Ришар, чтобы обеспечить картине «Беглецы» и изначальный интерес, и исчерпывающую рекламу, и заслуженный шумный успех.

И в самом деле, картина делалась с точным расчетом на самого широкого зрителя: не отвернется от нее, поджав губы, и кинематографическая элита, с восторгом примет и публика, навеки полюбившая погони, драки, расследования и преследования.

Все это в «Беглецах», конечно же, есть, и название фильма никоим образом не обманет многомиллионных поклонников этого жанра.

Беглецы, как им и положено, будут убегать, комиссары полиции, как положено им по уставу искусства такого рода, будут догонять — что, казалось бы, нового можно увидеть в фильме с подобной расстановкой сил? Тем более в фильме, который нарочито не стремится блистать головокружительными трюками наемных каскадеров, эпизодами кровопролитий и мордобитий.

Драки и побеги интересуют авторов картины только в той степени, в которой помогают развивать сюжетную линию отношений между «завязавшим» грабителем и налетчиком Люка и невольно, с голоду и отчаяния «развязавшим» Пиньоном — честным и неудачливым малым, которого беспросветная нужда заставила пойти на ограбление банка.

Роли поменялись — раскаявшийся преступник Люка, мечтающий о новой жизни, и мечтающий о лучшей жизни Пиньон, ставший преступником. Волею случая оказавшись в одной связке, Люка и Пиньон имеют полное моральное право возненавидеть друг друга. Так бы, наверное, и случилось, не вмешайся в эту, в общем-то поначалу довольно обычную интригу маленькая Жанна, дочь недотепы Пиньона, ради которой он и дерзнул пойти на столь сумасбродный поступок.

Это беззащитное, безропотное и несчастное создание, отучившееся после смерти матери не только улыбаться, но и разговаривать, каким-то колдовским образом объединяет беглецов. И взаимная ненависть уступает место таким чувствам, которые более всего приличествуют существам, именуемым людьми.

И, разумеется, как почти всякая французская лента, эта тоже сдобрена немалой долей горького и озорного юмора, без которого многие повороты сюжета могли бы показаться сентиментальными и назидательными. Юмор и самоирония авторов не позволяют им впасть в этот грех. (Туровский, 1989).

Автор статей в этом номере «Спутника кинозрителя» - кинокритик Валерий Туровский (1949-1998).

(Спутник кинозрителя. 1989. № 1).