Париж - он же не просто столица Франции. Это же вместилище всяческой истории и культуры и еще многого всего, невмещаемого.
Мы, насмотревшись на башню, Трокадеро и набережную Сены и Пер Лашез, на другой день отправились по совсем другому маршруту.
И так мы уже третий день в Париже, а все никак не доберемся до Нотр Дама. Несмотря на то, что он сгорел 3 месяца назад, посмотреть на него вполне возможно и очень хочется. Не только рукописи не горят, как утверждал всем известный персонаж, но и нотрдамы никогда не горят насовсем. Забор конечно портит всё, но стройка же.
Я боялась, что он совсем копчёным окажется, но нет, вполне себе красивый, такой, как я ждала и надеялась, только крыши нету и шпиля. Очень хотелось посмотреть внутри, до дрожи, но, увы, мы немного опоздали. Я бы с огромным удовольствием написала про Парижскую Богоматерь отдельную статью, но нечего писать, посмотрели на невыносимо прекрасную готику через забор и всё. Магнитики купили.
А историю пересказывать не интересно, разве что небольшой исторический абсурд. Этим французским революционерам так понравилось рубить головы королям и прочим аристократам, что они их (головы) посрубали и всем каменным королям в соборе, даже ветхозаветным. Ибо нефиг. Не догадывались, что, когда головы кончатся, настанет очередь их самих. Ну и ладно.
Потом настала очередь посетить часовню Сент Шапель.
Это не просто так часовня, век ее рождения – 13. Ее построили для хранения реликвий ну и как королевскую часовню, чтобы королям не приходилось ходить на богослужения со всякими там подданными. Тонкая, нарядная, вся стремится ввысь, совсем не большая, но очень воздушная. Даже не верится, что такая старая. Реликвии – это не только чьи то сушеные пальцы или платочки для чихания, там хранился Терновый венец, самый настоящий, снятый с Его головы. Говорят, что Людовик Святой заплатил за него неимоверные деньги, намного больше, чем стоило впоследствии строительство самой Сент Шапель, выкупив у каких то византийских купцов, поскольку прежний хранитель оказался совсем несостоятельным и вынужден был! венец! тем купцам заложить. Купили, построили, ходили, гордились.
Но, случилась через 500 лет французская революция - и как любая другая революция, она сглотнула не только королей, но и реликвии и мебель и витражи. Что то сохранилось и теперь можно увидеть в музеях, что то пропало, витражи частью разбили, частью просто неизвестно куда дели, может, окна застеклили в своих лачугах. Терновый венец, самая главная реликвия, утрачен не был, его после многих раздумий в итоге поместили в Нотр Даме, который тоже уцелел после многих споров, хотели и его поломать как символ царской власти (простите, королевской). При пожаре 15 апреля 2019 года венец не сгорел, где то в муниципалитете пока хранят.
Я такая наивная, когда читала про королевский дворец Консьержери, который во всех путеводителях упоминается именно под таким названием (Сент Шапель это его часть), думала - посмотрим хотя бы стены. Ага, нету дворца, потому что обалдевшая революционная толпа дворец разломала еще в первые дни революции, оставив только подвалы, поскольку нужно же было свергнутых где то держать в ожидании гильотины. Бастилию то на радостях тоже после взятия развалили до основания.
Представлена в тех подвалах такая трогательная келья, где провела свои последние дни та самая Мария-Антуанетта. И многочисленные камеры других, не таких важных смертников.
Вышли после осмотра из казематов, обошли весь остров, посмотрели с моста на Сену (тьфу на нее по моему обычаю) и отправились в Пантеон. Быть в Париже и не посетить Пантеон - против всех правил.
Извините, что опять могилы - но что же поделаешь, когда тут стоит и иронически улыбается сам Вольтер, глядя на своего друга - Жана Жака Руссо, который устроился прямо напротив через дорогу. Там среди прочих склепов покоится и Мария Складовская-Кюри и ее муж Поль Кюри. Я думаю, их гробницы изнутри покрыты свинцом, чтобы не светились.
И вообще, это грандиозное сооружение впечатляет своей какой то стройностью что ли и серьезным великолепным основательным подходом к организации пространства.
Хотя сама идея хоронить людей внутри здания кажется мне странной.
Потом погуляли вокруг в поисках красивых видов, оказалось, что они тут сплошь. Мы почти даже не пытались запоминать названия строений, а просто глазели и радостно показывали их друг другу. Такие вот мы неправильные путешественники. Ходим и смотрим на красоту.
Ходим себе и ходим, Париж очень большой.
Расскажу маленький анекдот. Парижские полицейские передвигаются по городу по четверо, с автоматами и исключительно в военной (на мой взгляд), форме. И вот, мы идем тихонечко следом за ними, тротуар узкий. И вдруг один из них довольно неуклюже роняет свой автомат, потом, сопровождаемый громким гоготом коллег и тихим хихи прохожих, бежит его ловить, сам тоже смеется. Всем весело, но че то никто их не обгонял в этот момент.
Мы смеялись, нам можно, но молча.
Так, тихо мирно мы прибыли к Триумфальной арке. Вы скажете, че такого, ворота какие то. Но это на фотках только.
А по-настоящему – это огромные ворота. Входишь вовнутрь (вовнутрь, повторяю), а там впечатляющее такое пространство. Поднялись мы по лестнице на самый верх, смотровая площадка там – весь необъятный Париж можно рассмотреть. Ходишь, смотришь, в голову не помещается.
Потому что Триумфальная арка стоит на такой специальной площади, от которой отходят проспекты-бульвары во все стороны, это и есть главная организационно-пространственная точка города. Отсюда можно разглядеть не только башню и Монмартр с Сакре-Кёром на его вершине, но и весь абсолютно Париж с его предместьями даже. И современный «Париж-сити» если можно так выразиться, который мы обязательно тоже посетим. Все же знают, что в этом городе запрещена высотная застройка? То есть не выше самой высокой исторической. Выделили кусочек земли для высоток и они там теснятся. Очень прикольно. Как спойлер, скажу, что центр этот своеобразный очень красивый и его обязательно стоит посмотреть вблизи.
Ну, и еще высится с другой стороны всем известный необыкновенно неуместный штымп. (Там неподалеку "Галери Лафайет" - это просто песня. Смотрите фотки в дальнейших выпусках).
Абсолютно необходимо, налюбовавшись прекрасным городом, запомнив расположение его улиц, спустившись с арки, внимательно рассмотреть все рельефы на ее фасадах. Они же не просто так, там даже знаменитая Марсельеза представлена.
А завтра мы пойдем в Центр Жоржа Помпиду и музей Орсе. Такие мы неугомонные любители живописи и архитектуры, поверьте, эта архитектура запомнится любому даже нелюбителю. И Тулуз-Лотрек.
Так что, на этот момент всё, жду вас здесь (ссылка), пишите комментарии, а пока мы спускаемся с Триумфальной Арки (кстати, довольно таки высоко, даже для нас, известных любителей подняться повыше).
Спасибо за внимание, до свидания