Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Жак-Луи Давид - великий французский художник-неоклассик

Жак-Луи Давид (родился 30 августа 1748 года, Париж, Франция — умер 29 декабря 1825 года, Брюссель, Бельгия) был самым знаменитым французским художником своего времени.

Жак-Луи Давид: Автопортрет. 1794 Холст, масло. 81 × 64 см Лувр, Париж
Жак-Луи Давид: Автопортрет. 1794 Холст, масло. 81 × 64 см Лувр, Париж

Давид родился в 1748 году. Его отец, мелкий, но преуспевающий торговец текстилем, был убит на дуэли в 1757 году, и впоследствии мальчика воспитывали, не очень нежно, как пишут историки, его два дяди. После изучения классической литературы и курса рисования он поступил в мастерскую Жозефа-Мари Вьена, художника-историка. В возрасте 18 лет явно одаренный начинающий художник был зачислен в школу Королевской академии живописи и скульптуры. После четырех неудач на официальных конкурсах на Римскую премию и нескольких лет уныния, в том числе попытки самоубийства (путем стоического отказа от еды), он, наконец, получил в 1774 году Римскую премию - государственную стипендию, которая не только обеспечивала пребывание в Италии, но и практически гарантировала получение выгодных заказов во Франции. Его работа "Антиох и Стратоника", получившая премию, показывает, что в то время на него все еще слегка влияло очарование стиля рококо художника Франсуа Буше, который был другом семьи.

Жак-Луи Давид:  Антиох и Стратоник, 1774
Жак-Луи Давид: Антиох и Стратоник, 1774

В Италии было много влияний на творчество молодого художника, в том числе от мрачной болонской школы 17-го века, безмятежно классического Николя Пуссена и драматически реалистичного Караваджо. Давид впитал в себя все три стиля, отдавая явное предпочтение яркому свету и тени последователей Караваджо. Какое-то время он, казалось, был полон решимости исполнить предсказание, сделанное им перед отъездом из Франции:

“Искусство античности не соблазнит меня, поскольку ему не хватает живости”.
Жак-Луи Давид: Гектор, фр. Académie d'homme (Hector), 1778 г. Выполненный Давидом во время его Римского пребывания во Французской академии, этот этюд обнаженной натуры никогда не покидал его мастерской.
Жак-Луи Давид: Гектор, фр. Académie d'homme (Hector), 1778 г. Выполненный Давидом во время его Римского пребывания во Французской академии, этот этюд обнаженной натуры никогда не покидал его мастерской.

Жак-Луи Давид: Философ, 1779
Жак-Луи Давид: Философ, 1779

Но он заинтересовался неоклассическими доктринами, которые были разработаны в Риме немецким художником Антоном Рафаэлем Менгсом и историком искусства Иоганном Иоахимом Винкельманом. Давид посетил руины Геркуланума, дорические храмы в Пестуме и помпейские коллекции в Неаполе. Стоя перед древними вазами и колоннами, он, по его словам позже, почувствовал, что его только что “прооперировали по поводу катаракты глаза”.

Жак-Луи Давид: Велисарий, просящий милостыню, 1784
Жак-Луи Давид: Велисарий, просящий милостыню, 1784

Вернувшись в Париж в 1780 году, он завершил работу и успешно провел выставку картины "Велисарий, просящий милостыню", в которой сочетал благородно-сентиментальный подход к античности с живописной техникой, напоминающей Пуссена.

Жак-Луи Давид, Портрет мадам Шарль-Пьер Пекуль, тёщи художника. 1784 год
Жак-Луи Давид, Портрет мадам Шарль-Пьер Пекуль, тёщи художника. 1784 год

Жак-Луи Давид: Портрет тестя художника Шарля-Пьера Пекуля, 1784
Жак-Луи Давид: Портрет тестя художника Шарля-Пьера Пекуля, 1784

В 1782 году он женился на Маргарите Пекуль, чей отец был богатым строительным подрядчиком и управляющим строительством в Лувре — должность, которая обеспечивала значительное влияние. С этого момента Давид начал быстро преуспевать.

Жак-Луи Давид: Андромаха, оплакивающая Гектора, 1783
Жак-Луи Давид: Андромаха, оплакивающая Гектора, 1783

Пафос и живописное мастерство "Андромахи, оплакивающей Гектора" принесли ему избрание в Королевскую академию в 1784 году.

В том же году Давид с женой вернулся в Рим для завершения картины"Клятва Горациев", которая, по-видимому, была вдохновлена парижской постановкой пьесы Пьера Корнеля.

Жак-Луи Давид: Клятва Горациев, 1784, Лувр  Подчеркивая их моральную чистоту, Давид сравнивает их положительный пример со слабостью. Справа женщины и дети прижимаются друг к другу, охваченные эмоциями и страхом. Наблюдая за этой драматической клятвой, они понимают, что их мужья, братья должны были умереть. Давид сопоставляет эти две семейные группы, разделяя полотно не только на мужские и женские роли, но и противопоставляя группу героических и самоотверженных, людям, испытывающим страх и неуверенность.
Жак-Луи Давид: Клятва Горациев, 1784, Лувр Подчеркивая их моральную чистоту, Давид сравнивает их положительный пример со слабостью. Справа женщины и дети прижимаются друг к другу, охваченные эмоциями и страхом. Наблюдая за этой драматической клятвой, они понимают, что их мужья, братья должны были умереть. Давид сопоставляет эти две семейные группы, разделяя полотно не только на мужские и женские роли, но и противопоставляя группу героических и самоотверженных, людям, испытывающим страх и неуверенность.

Сюжет — торжественный момент, наполненный стоицизмом и простым мужеством, когда три брата Горацио предстают перед своим отцом и жертвуют своими жизнями, чтобы обеспечить победу Рима в войне с Альбой. Изобразительное решение - четкие контуры, кубическое пространство, сдержанный цвет, композиция в виде фриза и четкое освещение. Выставленная сначала в студии Давида в Риме, а затем, после его возвращения во Францию, на официальном Парижском салоне 1785 года, картина произвела сенсацию. Её рассматривали как манифест художественного возрождения (термин "неоклассицизм" тогда еще не был в ходу), которое должно было излечить Европу от затянувшегося пристрастия к изящным изгибам и будуарным мотивам.

Давид стал культурным героем; в некоторых кругах его даже называли мессией. Он добавил себе известности, создав в 1787 году нравственно возвышающую картину "Смерть Сократа", в 1788 году - интересную картину "Парис и Елена".

Жак-Луи Давид: Смерть Сократа, 1787.            Еще один пример стоического самопожертвования и достоинства, когда Давид представил самоубийство Сократа как достойный восхищения и благородный поступок. Мускулистое тело престарелого философа, изображенное в тюремной камере, призвано подчеркнуть его моральную и интеллектуальную подготовленность. Он сидит прямо, готовясь без колебаний выпить чашу с ядом, он скорее умрет, чем откажется от своего учения. Его рука поднята в ораторском жесте, Сократ читает лекцию до последнего момента, в то время как его ученики демонстрируют различные эмоциональные реакции.
Жак-Луи Давид: Смерть Сократа, 1787. Еще один пример стоического самопожертвования и достоинства, когда Давид представил самоубийство Сократа как достойный восхищения и благородный поступок. Мускулистое тело престарелого философа, изображенное в тюремной камере, призвано подчеркнуть его моральную и интеллектуальную подготовленность. Он сидит прямо, готовясь без колебаний выпить чашу с ядом, он скорее умрет, чем откажется от своего учения. Его рука поднята в ораторском жесте, Сократ читает лекцию до последнего момента, в то время как его ученики демонстрируют различные эмоциональные реакции.

Жак-Луи Давид: Любовь Париса и Елены, 1788
Жак-Луи Давид: Любовь Париса и Елены, 1788

Фрагмент картины
Фрагмент картины

А в 1789 году - еще один урок самопожертвования "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей".

Жак-Луи Давид: Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789. В тени, падающей на левый нижний угол, на скамейке сидит мужчина; он смотрит на зрителя, и выражение его лица трудно расшифровать. Отделенный от остальной части композиции этой темнотой, а также дорической колонной и силуэтной статуей, взгляд зрителя перемещается с него на ярко освещенную женщину в драматической позе справа. Двое ее детей цепляются за нее, когда она протягивает руку, и это движение уравновешивается фигурой в синем, которая упала в обморок. Проследив за этой вытянутой рукой, зритель, наконец, подходит к главному сюжету - свет падает на труп, который несут на носилках. Цепь, соединяющая трех главных действующих лиц: Брута, его жену и умершего сына, представляет собой замкнутый круг, создаваемый светом и жестом. Давид использует эти два основных компонента, чтобы кратко пересказать римскую историю; здесь Брут, отец, приговаривает к смерти двух своих сыновей за их изменнические действия. Его патриотизм был сильнее, чем даже любовь к своей семье, хотя его стоическое горе показывает, какой дорогой ценой досталась эта убежденность.
Жак-Луи Давид: Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789. В тени, падающей на левый нижний угол, на скамейке сидит мужчина; он смотрит на зрителя, и выражение его лица трудно расшифровать. Отделенный от остальной части композиции этой темнотой, а также дорической колонной и силуэтной статуей, взгляд зрителя перемещается с него на ярко освещенную женщину в драматической позе справа. Двое ее детей цепляются за нее, когда она протягивает руку, и это движение уравновешивается фигурой в синем, которая упала в обморок. Проследив за этой вытянутой рукой, зритель, наконец, подходит к главному сюжету - свет падает на труп, который несут на носилках. Цепь, соединяющая трех главных действующих лиц: Брута, его жену и умершего сына, представляет собой замкнутый круг, создаваемый светом и жестом. Давид использует эти два основных компонента, чтобы кратко пересказать римскую историю; здесь Брут, отец, приговаривает к смерти двух своих сыновей за их изменнические действия. Его патриотизм был сильнее, чем даже любовь к своей семье, хотя его стоическое горе показывает, какой дорогой ценой досталась эта убежденность.

К тому времени, когда появился Брут, началась Французская революция, и этот портрет римского консула-патриота, приговорившего своих сыновей-предателей к смерти, имел непредвиденное политическое значение. Кроме того, благодаря предположительно точному воспроизведению деталей повседневной римской жизни, она произвела не менее неожиданный эффект, поскольку именно с нее Давид начал оказывать длительное и обширное влияние на французскую моду. В современных домах стали появляться имитации его римской мебели. Мужчины коротко стригли волосы в римском стиле, а женщины перенимали платья и прически дочерей Брута.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Жак-Луи Давид: Клятва на теннисном корте, 1791. Чтобы отметить первую годовщину присяги на теннисном корте - момент солидарности, который вызвал революцию, - Давид начал амбициозный проект. Монументальный масштаб задуманной картины требовал создания портретов главных действующих лиц почти в натуральную величину. В этот подготовительный рисунок он включил изображения ключевых фигур, в том числе Жана-Сильвестра Байи и Максимильена Робеспьера. Историческая живопись традиционно считалась высшим жанром живописи, но была посвящена далекому прошлому. Этот проект был инновационным, поскольку в нем основное внимание уделялось современной истории. Однако, когда рисунок был выставлен, он получил неоднозначные отзывы. В то время как один из сторонников назвал Давида "королем ученой кисти", некоторые противники революции сочли это оскорбительным и граничащим с государственной изменой из-за восхваления непокорных повстанцев; во время этой подготовительной работы Франция все еще находилась под ограниченной властью Людовика XVI.
Жак-Луи Давид: Клятва на теннисном корте, 1791. Чтобы отметить первую годовщину присяги на теннисном корте - момент солидарности, который вызвал революцию, - Давид начал амбициозный проект. Монументальный масштаб задуманной картины требовал создания портретов главных действующих лиц почти в натуральную величину. В этот подготовительный рисунок он включил изображения ключевых фигур, в том числе Жана-Сильвестра Байи и Максимильена Робеспьера. Историческая живопись традиционно считалась высшим жанром живописи, но была посвящена далекому прошлому. Этот проект был инновационным, поскольку в нем основное внимание уделялось современной истории. Однако, когда рисунок был выставлен, он получил неоднозначные отзывы. В то время как один из сторонников назвал Давида "королем ученой кисти", некоторые противники революции сочли это оскорбительным и граничащим с государственной изменой из-за восхваления непокорных повстанцев; во время этой подготовительной работы Франция все еще находилась под ограниченной властью Людовика XVI.

В первые годы революции Давид был членом якобинской группировки, возглавляемой Максимилианом Робеспьером, и стал ярким примером политически преданного художника. В 1792 году он был избран в Национальный конвент, как раз вовремя, чтобы проголосовать за казнь Людовика XVI. К 1793 году, будучи членом комиссии по искусству, он стал фактически диктатором искусства Франции и получил прозвище “Робеспьер кисти”. Он выступал с нравственными и эстетическими проповедями: художник должен быть философом. Сократ - искусный скульптор, Жан-Жак Руссо - хороший музыкант, и бессмертный Пуссен, запечатлевший на холсте возвышенные уроки философии, - вот множество доказательств того, что у художественного гения не должно быть иного ориентира, кроме светоча разума.

Жак-Луи Давид: Автопортрет с тремя воротничками, 1791
Жак-Луи Давид: Автопортрет с тремя воротничками, 1791

Как художник, Дэвид в годы своей диктатуры часто занимался революционной пропагандой. Он чеканил памятные медали, устанавливал обелиски в провинциях, устраивал национальные фестивали и грандиозные похороны, которые новое правительство устраивало своим мученикам. Некоторые из его живописных проектов того времени так и не были полностью реализованы: один из них - незаконченный "Джозеф Бара", посвященный мальчику-барабанщику, застреленному роялистами.

Жак-Луи Давид: Смерть юного Бара, 1794
Жак-Луи Давид: Смерть юного Бара, 1794

Якобинское вдохновение художника представлено главным образом в картине "Смерть Марата" вскоре после убийства лидера революции Шарлоттой Корде. Эта “пьета революции”, как ее называют, считается шедевром Давида и примером того, как под давлением неподдельных эмоций неоклассицизм может превратиться в трагический реализм.

Жак-Луи Давид: Смерть Марата, 1794.             Вновь обратившись к современной политике, Давид получил заказ на создание мемориала Жан-Полю Марату после его убийства Шарлоттой Корде в 1793 году. Французский политик, врач, журналист и лидер радикальной группировки монтаньяров, Марат был убит, когда сидел в лечебной ванне, которая облегчала симптомы болезненного кожного заболевания. Картина Давида сочетает в себе фактическую информацию с весьма символичными элементами пропаганды, создавая образ, который возводит Марата к мученичеству. Иногда его называют "Марат при последнем издыхании", и мы видим скромное рабочее место неутомимого государственного служащего: только ванна и простой ящик, который служит ему письменным столом. Эта лаконичная композиция заставляет зрителя созерцать тело Марата, которое кажется мирно распростертым. Ножевая рана, видимая на его груди, едва заметна, и только проблески кровавой воды в ванне намекают на предшествующее насилие. Хотя революционное правительство объявило религию вне закона, изящный взмах руки Марата отражает "Пьету" Микеланджело и другие сцены снятия Иисуса с креста; белый тюрбан, обернутый вокруг головы Марата, служит заменой нимба.
Жак-Луи Давид: Смерть Марата, 1794. Вновь обратившись к современной политике, Давид получил заказ на создание мемориала Жан-Полю Марату после его убийства Шарлоттой Корде в 1793 году. Французский политик, врач, журналист и лидер радикальной группировки монтаньяров, Марат был убит, когда сидел в лечебной ванне, которая облегчала симптомы болезненного кожного заболевания. Картина Давида сочетает в себе фактическую информацию с весьма символичными элементами пропаганды, создавая образ, который возводит Марата к мученичеству. Иногда его называют "Марат при последнем издыхании", и мы видим скромное рабочее место неутомимого государственного служащего: только ванна и простой ящик, который служит ему письменным столом. Эта лаконичная композиция заставляет зрителя созерцать тело Марата, которое кажется мирно распростертым. Ножевая рана, видимая на его груди, едва заметна, и только проблески кровавой воды в ванне намекают на предшествующее насилие. Хотя революционное правительство объявило религию вне закона, изящный взмах руки Марата отражает "Пьету" Микеланджело и другие сцены снятия Иисуса с креста; белый тюрбан, обернутый вокруг головы Марата, служит заменой нимба.

В 1794 году, после того как его друга Робеспьера отправили на гильотину, Давид был арестован. Говорят, что на суде он плохо защищался, бормоча, что в будущем намерен придерживаться “принципов, а не людей”. Он дважды был заключен в тюрьму, на четыре месяца в 1794 году и еще на два в следующем году. Он был утешен тем, что ему разрешили заниматься живописью, а также тем фактом, что его жена, которая развелась с ним два года назад за то, что он голосовал за смерть короля, теперь преданно вернулась к нему в трудную минуту и снова вышла за него замуж, на этот раз навсегда. Во время своего первого тюремного заключения он написал из окна свой единственный пейзаж - вид на Люксембургский сад.

Жак-Луи Давид: Портрет Маргариты-Шарлотты Давид, 1813. Холст, масло, 72 х 63 см Национальная галерея искусств, Вашингтон     На картине изображена жена художника. В наполеоновском Париже Давид и его жена вряд ли были великолепной парой. Английская писательница Фанни Берни назвала мадам Давид "женщиной, лишенной всякой элегантности..." и если она когда-либо и обладала какой-то красотой, то она покинула ее в раннем возрасте, но в качестве компенсации она была умна, дальновидна и проницательна, хотя и склонна к сарказму.
Жак-Луи Давид: Портрет Маргариты-Шарлотты Давид, 1813. Холст, масло, 72 х 63 см Национальная галерея искусств, Вашингтон На картине изображена жена художника. В наполеоновском Париже Давид и его жена вряд ли были великолепной парой. Английская писательница Фанни Берни назвала мадам Давид "женщиной, лишенной всякой элегантности..." и если она когда-либо и обладала какой-то красотой, то она покинула ее в раннем возрасте, но в качестве компенсации она была умна, дальновидна и проницательна, хотя и склонна к сарказму.

Пока его временно содержали под арестом, он написал незаконченный автопортрет 1794 г. (см.начало статьи). В свои 46 лет он выглядит как молодой человек с романтически взъерошенными волосами, карими глазами и агрессивным, обеспокоенным выражением лица. Опухоль на щеке, от которой он страдал всю свою взрослую жизнь и которая, как говорят, затрудняла его речь, придает его лицу небольшую кривизну.

Даже во время своего тюремного заключения он сохранил за собой три студии в Лувре, а после амнистии 1795 года посвятил преподавательской деятельности ту же энергию, что и революционной политике. В конце концов, в промежутке между написанием его картины "Клятвы Горациев" и поражением Наполеона в битве при Ватерлоо, он отвечал за обучение сотен молодых художников со всей Европы, среди которых были такие будущие мастера, как Франсуа Жерар, Антуан-Жан Гро и Жан-Огюст-Доминик Энгр.

Жак-Луи Давид: Купидон и Психея, 1817    Давид использовал историю Купидона и Психеи, чтобы исследовать конфликт между идеализированной любовью и физической реальностью. Купидон, возлюбленный прекрасной смертной Психеи, навещал ее по ночам при условии, что она не узнает, кто он такой. Обычно Купидона изображали идеальным подростком, но здесь Давид представляет его неуклюжим подростком, ухмыляющимся своей сексуальной победе. Давид черпал вдохновение из ряда древних текстов, в том числе из малоизвестного греческого стихотворения Мосха, в котором Купидон описывается как злобный мальчишка с горящими глазами и вьющимися волосами.
Жак-Луи Давид: Купидон и Психея, 1817 Давид использовал историю Купидона и Психеи, чтобы исследовать конфликт между идеализированной любовью и физической реальностью. Купидон, возлюбленный прекрасной смертной Психеи, навещал ее по ночам при условии, что она не узнает, кто он такой. Обычно Купидона изображали идеальным подростком, но здесь Давид представляет его неуклюжим подростком, ухмыляющимся своей сексуальной победе. Давид черпал вдохновение из ряда древних текстов, в том числе из малоизвестного греческого стихотворения Мосха, в котором Купидон описывается как злобный мальчишка с горящими глазами и вьющимися волосами.

Сам Давид, как показывают его работы, не всегда был против насыщенных цветовых эффектов. В 1860 году такой колорист, как Эжен Делакруа, назвал его “отцом всей современной школы”.

Жак-Луи Давид: Леонид при Фермопилах, 1814 Речь идет о Леониде, царе Спарты, который в 480 году до нашей эры удерживал Фермопильский перевал против вторгшейся персидской армии Ксеркса. Оказавшись в значительном меньшинстве, Леонид и 300 его тщательно отобранных добровольцев были убиты, но только после того, как их героическая оборона обеспечила безопасное отступление греческого флота. На картине, когда трубачи-часовые протрубили призыв к оружию, справа двое солдат бросились собирать свое оружие, висевшее на ветвях дуба. Леонид сидит на камне лицом к зрителю, размышляя о своей судьбе и судьбе своих солдат. Справа от него сидит Агис, брат его жены, который ждет приказов от своего командира. Чтобы подчеркнуть пламенный патриотизм спартанцев, Давид снова произносит клятву, а за спиной Леонида трое молодых солдат водружают венки над двумя алтарями, посвященными Гераклу и Афродите. По обе стороны от Леонида стоят два совсем юных воина, едва ли не мальчишки, один из которых завязывает шнурки на сандалиях, а другой в последний раз прощается со своим престарелым отцом. Леонид пытался отослать двух молодых людей подальше от места сражения под предлогом того, что им нужно передать послание, но они отказались идти. Возможно, именно этот недоставленный свиток частично виден у ног Леонида; на нем написано по-гречески: "Леонид, сын Анаксандрида, царь Герусии (спартанского совета старейшин). Приветствую вас". После того, как были принесены последние жертвы, все эти люди готовы умереть во славу Спарты, а на заднем плане отходит обоз с имуществом, которое им больше не понадобится в этом мире. Слева вверху изображен солдат, взбирающийся на скалу, чтобы начертать трогательное послание рукоятью своего меча.
Жак-Луи Давид: Леонид при Фермопилах, 1814 Речь идет о Леониде, царе Спарты, который в 480 году до нашей эры удерживал Фермопильский перевал против вторгшейся персидской армии Ксеркса. Оказавшись в значительном меньшинстве, Леонид и 300 его тщательно отобранных добровольцев были убиты, но только после того, как их героическая оборона обеспечила безопасное отступление греческого флота. На картине, когда трубачи-часовые протрубили призыв к оружию, справа двое солдат бросились собирать свое оружие, висевшее на ветвях дуба. Леонид сидит на камне лицом к зрителю, размышляя о своей судьбе и судьбе своих солдат. Справа от него сидит Агис, брат его жены, который ждет приказов от своего командира. Чтобы подчеркнуть пламенный патриотизм спартанцев, Давид снова произносит клятву, а за спиной Леонида трое молодых солдат водружают венки над двумя алтарями, посвященными Гераклу и Афродите. По обе стороны от Леонида стоят два совсем юных воина, едва ли не мальчишки, один из которых завязывает шнурки на сандалиях, а другой в последний раз прощается со своим престарелым отцом. Леонид пытался отослать двух молодых людей подальше от места сражения под предлогом того, что им нужно передать послание, но они отказались идти. Возможно, именно этот недоставленный свиток частично виден у ног Леонида; на нем написано по-гречески: "Леонид, сын Анаксандрида, царь Герусии (спартанского совета старейшин). Приветствую вас". После того, как были принесены последние жертвы, все эти люди готовы умереть во славу Спарты, а на заднем плане отходит обоз с имуществом, которое им больше не понадобится в этом мире. Слева вверху изображен солдат, взбирающийся на скалу, чтобы начертать трогательное послание рукоятью своего меча.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Неоклассицизм, по-видимому, был склонен презирать портретную живопись, потому что современному натурщику обычно не хватало ни универсальности, ни наготы древней статуи. Давид, однако, с самого начала своей карьеры создавал портреты, отличающиеся психологической индивидуальностью.

Жак-Луи Давид - Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783
Жак-Луи Давид - Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783

В 1782-83 годах его натурщиком был Альфонс Леруа, парижский профессор медицины, в 1784 году - мадам Пекуль, его теща, в 1788 году - химик Антуан-Лоран, Лавуазье с мадам Лавуазье.

Жак-Луи Давид: Портрет месье де Лавуазье и его жены, химика Мари-Анны Пьеретты Ползе, 1788
Жак-Луи Давид: Портрет месье де Лавуазье и его жены, химика Мари-Анны Пьеретты Ползе, 1788

Жак-Луи Давид: Портрет мадам Эмили Серизиа и ее сына, 1795
Жак-Луи Давид: Портрет мадам Эмили Серизиа и ее сына, 1795

В 1795 году оосвобожденный из заключения художник изобразил свою хорошенькую, элегантную невестку мадам Серизиат и ее сына.

Жак-Луи Давид: Портрет мадам Рекамье, 1800
Жак-Луи Давид: Портрет мадам Рекамье, 1800

В 1800 году он создал свое знаменитое произведение того времени "Портрет мадам Рекамье", который оставил незаконченным, потому что натурщица, которая тогда только начинала свою карьеру в качестве главной парижской красавицы, оказалась ненадежной в отношении часов позирования.

Но Давид не был создан для жизни простого учителя и портретиста. В 1799 году он вновь привлек к себе внимание публики своим новым гигантским полотном "Сабинянки".

Жак-Луи Давид: Сабинянки, 1799. Картина, написанная в последние годы революции, свидетельствует об усталости нации и растущем стремлении к миру. Действительно, хотя сюжет взят из римской истории, он представляет собой другой тип повествования, подчеркивающий роль сабинянок в установлении мира между их соотечественниками и римлянами. Возникший после многих лет конфликт, после похищения этих женщин римлянами, представляет собой сложную сцену, в которой задействовано множество сторон. С технической точки зрения, эта работа представляет собой гораздо более сложное повествование. В центре внимания - женщина в белом, но за внимание зрителя борются несколько эмоциональных эпизодов. Это представляет собой отличие от более ранних, необычных сюжетов Давида и требует нового подхода к поэтапному рассмотрению картины. На первоначальной выставке Давид нарушил традицию, повесив зеркало на стену напротив картины. В этой современной инсталляции традиционная идея вовлечения зрителя была радикально изменена. Зрители могли отвернуться от работы и увидеть ее отражение в зеркале, что усиливало впечатление, позволяя зрителям почувствовать себя частью самого действа.
Жак-Луи Давид: Сабинянки, 1799. Картина, написанная в последние годы революции, свидетельствует об усталости нации и растущем стремлении к миру. Действительно, хотя сюжет взят из римской истории, он представляет собой другой тип повествования, подчеркивающий роль сабинянок в установлении мира между их соотечественниками и римлянами. Возникший после многих лет конфликт, после похищения этих женщин римлянами, представляет собой сложную сцену, в которой задействовано множество сторон. С технической точки зрения, эта работа представляет собой гораздо более сложное повествование. В центре внимания - женщина в белом, но за внимание зрителя борются несколько эмоциональных эпизодов. Это представляет собой отличие от более ранних, необычных сюжетов Давида и требует нового подхода к поэтапному рассмотрению картины. На первоначальной выставке Давид нарушил традицию, повесив зеркало на стену напротив картины. В этой современной инсталляции традиционная идея вовлечения зрителя была радикально изменена. Зрители могли отвернуться от работы и увидеть ее отражение в зеркале, что усиливало впечатление, позволяя зрителям почувствовать себя частью самого действа.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Картина представляет собой момент в истории, когда через несколько лет после своего похищения сабинянки, ставшие теперь довольными женами и матерями, останавливают битву между своими мужьями-римлянами и сабинянами-мужчинами, прибывшими с нежелательной миссией по их спасению. В центре схватки стоит прекрасная сабинянка Герсилия, протягивая одну руку к римлянину Ромулу, а другую - к бородатому сабинянину Татию.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Художник сказал, что его целью было перейти от якобы грубой римской манеры "Клятвы Горациев" к более изящной греческой манере, и он действительно заслужил восторженные аплодисменты за элегантность своих фигур. Он также заслужил некоторое одобрение за свое предполагаемое намерение проповедовать примирение после 10 лет кровопролития во Франции. Но, пожалуй, наибольшее внимание он привлек наготой своих древних воинов. Перестав быть "Робеспьером кисти", он теперь стал, по популярному выражению, “Рафаэлем санкюлотов” (то есть Рафаэлем радикальных республиканцев). Наполеон восхищался этой картиной.

Жак-Луи Давид: Наполеон переходит Альпы, 1800. Олицетворяющий абсолютный контроль, уверенность и оптимизм, Бонапарт, пересекающий перевал Сен-Бернар, представляет собой крупномасштабный конный портрет правителя. Изображенный героически покоряющим эту негостеприимную местность, Наполеон занимает свое место в истории наряду с двумя другими полководцами, которые одержали победу в ходе такого же сложного военного сражения; их имена высечены на скалах в левом нижнем углу: Ганнибал и Карл Великий. Наполеон пришел к власти в результате военного переворота в 1799 году, провозгласив себя первым консулом и захватив командование. Эта картина представляет смелого генерала и его способность сохранять контроль перед лицом хаоса и опасности. Несмотря на то, что лошадь встает на дыбы на краю скалистого обрыва, Наполеон спокойно держит поводья в одной руке, а другой указывает вперед. Движение лошади отражено в развевающемся золотисто-желтом плаще Бонапарта. Все в этом лидере говорит о стремлении двигаться вперед, подчеркивая его способность вывести Францию из потрясений революционного периода. Хотя Давид поддерживал революцию, он посвятил себя новому французскому лидеру Бонапарту (который восстановил репутацию Давида и его финансовый успех) и написал множество портретов генерала, которые помогли узаконить его притязания на власть. Эта работа была выполнена по заказу короля Испании Карла IV, который восхищался вождем и испытывал облегчение от восстановления порядка в соседней Франции. Сам изображенный момент был полностью вымышленным: хотя Наполеон и вел свои войска через Альпы, он ехал верхом на муле по узкой горной тропе. Более того, Наполеон даже отказал Давиду в просьбе позировать для портрета, заявив: "Никто не знает, похожи ли портреты великих людей: достаточно того, что гений жив". Вместо этого Давид использовал моделей, одетых в одежду Наполеона, для позирования герою. Первоначально картина была выставлена в испанском королевском дворце, но Наполеон быстро заказал три копии для себя. Впоследствии, в 1801 году, Давид был назван первым художником Наполеона и вместе со своими учениками создавал официальные портреты и пропагандистские материалы на протяжении всего правления императора.
Жак-Луи Давид: Наполеон переходит Альпы, 1800. Олицетворяющий абсолютный контроль, уверенность и оптимизм, Бонапарт, пересекающий перевал Сен-Бернар, представляет собой крупномасштабный конный портрет правителя. Изображенный героически покоряющим эту негостеприимную местность, Наполеон занимает свое место в истории наряду с двумя другими полководцами, которые одержали победу в ходе такого же сложного военного сражения; их имена высечены на скалах в левом нижнем углу: Ганнибал и Карл Великий. Наполеон пришел к власти в результате военного переворота в 1799 году, провозгласив себя первым консулом и захватив командование. Эта картина представляет смелого генерала и его способность сохранять контроль перед лицом хаоса и опасности. Несмотря на то, что лошадь встает на дыбы на краю скалистого обрыва, Наполеон спокойно держит поводья в одной руке, а другой указывает вперед. Движение лошади отражено в развевающемся золотисто-желтом плаще Бонапарта. Все в этом лидере говорит о стремлении двигаться вперед, подчеркивая его способность вывести Францию из потрясений революционного периода. Хотя Давид поддерживал революцию, он посвятил себя новому французскому лидеру Бонапарту (который восстановил репутацию Давида и его финансовый успех) и написал множество портретов генерала, которые помогли узаконить его притязания на власть. Эта работа была выполнена по заказу короля Испании Карла IV, который восхищался вождем и испытывал облегчение от восстановления порядка в соседней Франции. Сам изображенный момент был полностью вымышленным: хотя Наполеон и вел свои войска через Альпы, он ехал верхом на муле по узкой горной тропе. Более того, Наполеон даже отказал Давиду в просьбе позировать для портрета, заявив: "Никто не знает, похожи ли портреты великих людей: достаточно того, что гений жив". Вместо этого Давид использовал моделей, одетых в одежду Наполеона, для позирования герою. Первоначально картина была выставлена в испанском королевском дворце, но Наполеон быстро заказал три копии для себя. Впоследствии, в 1801 году, Давид был назван первым художником Наполеона и вместе со своими учениками создавал официальные портреты и пропагандистские материалы на протяжении всего правления императора.

Вскоре Давид, не занимая политического поста, снова стал государственным художником, сначала при консульстве, а затем, после 1804 года, при империи. Его самая важная наполеоновская работа - грандиозное посвящение императора Наполеона и коронация императрицы Жозефины 2 декабря 1804 года (1805-07), которое иногда называют "Коронация Наполеона в соборе Парижской Богоматери". В ней неоклассицизм уступает место стилю, сочетающему официальную портретную живопись старой французской монархии с подтекстом — и иногда — прямое подражание мастерам итальянского Возрождения.

Жак-Луи Давид: Коронация императора и императрицы 2 декабря 1804 года. 621 х 979 cм. Церемония провозглашения Наполеона Бонапарта императором Франции, состоявшаяся 2 декабря 1804 года, была тщательно отрепетирована. Желая воссоздать коронацию Карла Великого в качестве императора Священной Римской империи, было предложено присутствие папы Римского. Известно, что в последний момент Наполеон принял корону из рук Пия VII и короновался сам; но этот дерзкий поступок не был предметом монументальной картины Давида "Коронация императора и императрицы". Вместо этого Давид выбрал менее спорный момент, когда Наполеон короновал свою жену Жозефину перед толпой высокопоставленных лиц в соборе Парижской Богоматери. Эпический масштаб этой картины (почти 10 футов в длину, большинство портретов были выполнены в натуральную величину) говорит о желании Наполеона узаконить свое правление с помощью демонстрации грандиозной власти. Давид, как обычно, придал событию еще больший драматический эффект. Например, мать Наполеона фигурирует в качестве центральной фигуры на мероприятии, сидя в одной из главных лож, хотя на самом деле она не присутствовала на коронации. Однако детали пышности и великолепия этого события были тщательно зафиксированы, чтобы создать документ, свидетельствующий о политической власти Наполеона. Кажется, что Наполеон и здесь отодвигает Папу Римского на второй план, поскольку он находится в центре внимания и является самой активной фигурой в композиции. Получив этот весьма престижный заказ, Давид не только вновь заявил о себе как о ведущем художнике Франции, но и продемонстрировал свою способность использовать классический стиль в самых разных изображениях благодаря обилию деталей и современному характеру.
Жак-Луи Давид: Коронация императора и императрицы 2 декабря 1804 года. 621 х 979 cм. Церемония провозглашения Наполеона Бонапарта императором Франции, состоявшаяся 2 декабря 1804 года, была тщательно отрепетирована. Желая воссоздать коронацию Карла Великого в качестве императора Священной Римской империи, было предложено присутствие папы Римского. Известно, что в последний момент Наполеон принял корону из рук Пия VII и короновался сам; но этот дерзкий поступок не был предметом монументальной картины Давида "Коронация императора и императрицы". Вместо этого Давид выбрал менее спорный момент, когда Наполеон короновал свою жену Жозефину перед толпой высокопоставленных лиц в соборе Парижской Богоматери. Эпический масштаб этой картины (почти 10 футов в длину, большинство портретов были выполнены в натуральную величину) говорит о желании Наполеона узаконить свое правление с помощью демонстрации грандиозной власти. Давид, как обычно, придал событию еще больший драматический эффект. Например, мать Наполеона фигурирует в качестве центральной фигуры на мероприятии, сидя в одной из главных лож, хотя на самом деле она не присутствовала на коронации. Однако детали пышности и великолепия этого события были тщательно зафиксированы, чтобы создать документ, свидетельствующий о политической власти Наполеона. Кажется, что Наполеон и здесь отодвигает Папу Римского на второй план, поскольку он находится в центре внимания и является самой активной фигурой в композиции. Получив этот весьма престижный заказ, Давид не только вновь заявил о себе как о ведущем художнике Франции, но и продемонстрировал свою способность использовать классический стиль в самых разных изображениях благодаря обилию деталей и современному характеру.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

За этой картиной в 1810 году последовала большая "Наполеон, раздающий орлов", а в 1812 году - "Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри".

Жак-Луи Давид: Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри, 1812
Жак-Луи Давид: Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри, 1812

После падения Наполеона в 1815 году Давид был сослан в Брюссель. Отрезанный от волнений и стимулов, связанных с великими событиями, которые он пережил, он растерял большую часть своей прежней энергии.

Жак-Луи Давид: Марс, обезоруженный Венерой и тремя грациями, 1824. Венера, богиня любви, венчает бога войны Марса, ее рука соблазнительно покоится у него на бедре. Хотя сюжет взят из римской мифологии, а работа с красками линейна и четка, картина радикально отличается от образцов его ранних и самых знаменитых лет. Расположенный в декоративном и фантастическом небесном пространстве, героический мужчина Давида вытеснен доминирующей фигурой обнаженной полулежащей женщины. И повествование, и композиция скорее женские, чем мужские. В течение многих лет ученые считали эту работу примером угасающих способностей Давида; его поздние работы высмеивались как второстепенные и часто не упоминались в серьезных дискуссиях о его карьере. Тем не менее, вполне возможно, что Давид решил переосмыслить свой стиль для своей последней картины, чтобы продемонстрировать свою неизменную актуальность для мира искусства, который отказался от неоклассицизма в пользу романтизма. Ученик Давида, Жан-Огюст-Доминик Энгр, в то время привлекал внимание своими томными женскими обнаженными работами, и предпочтение отдавалось более литературным и вымышленным сюжетам. Если мы рассмотрим картину в этом контексте, то способность Давида в этот поздний час его жизни выйти за рамки своего типичного стиля говорит о сути модернизма и его постоянно меняющейся природе.
Жак-Луи Давид: Марс, обезоруженный Венерой и тремя грациями, 1824. Венера, богиня любви, венчает бога войны Марса, ее рука соблазнительно покоится у него на бедре. Хотя сюжет взят из римской мифологии, а работа с красками линейна и четка, картина радикально отличается от образцов его ранних и самых знаменитых лет. Расположенный в декоративном и фантастическом небесном пространстве, героический мужчина Давида вытеснен доминирующей фигурой обнаженной полулежащей женщины. И повествование, и композиция скорее женские, чем мужские. В течение многих лет ученые считали эту работу примером угасающих способностей Давида; его поздние работы высмеивались как второстепенные и часто не упоминались в серьезных дискуссиях о его карьере. Тем не менее, вполне возможно, что Давид решил переосмыслить свой стиль для своей последней картины, чтобы продемонстрировать свою неизменную актуальность для мира искусства, который отказался от неоклассицизма в пользу романтизма. Ученик Давида, Жан-Огюст-Доминик Энгр, в то время привлекал внимание своими томными женскими обнаженными работами, и предпочтение отдавалось более литературным и вымышленным сюжетам. Если мы рассмотрим картину в этом контексте, то способность Давида в этот поздний час его жизни выйти за рамки своего типичного стиля говорит о сути модернизма и его постоянно меняющейся природе.

Несмотря на ухудшающееся здоровье, Давид продолжал работать, принимая заказы на портреты и завершив свою последнюю великую картину "Марс, обезоруженный Венерой и тремя грациями" в 1824 году. В это время некоторые из его учеников пытались уговорить его вернуться во Францию, но, разозлившись на страну, которая его отвергла, и, возможно, осознав, что неоклассический стиль там больше не в моде, он отказался от любых попыток. Он даже упрекнул одного студента, который попросил его подписать петицию об амнистии, заявив:

"Никогда больше не говорите мне о том, что я должен сделать, чтобы вернуться. Я не обязан ничего делать; то, что я должен был сделать для своей страны, я уже сделал. Я основал блестящую школу; я писал классические картины, которые приезжала изучать вся Европа. Я выполнил свою часть сделки; пусть теперь правительство сделает то же самое".
Жак-Луи Давид – поэтесса Сафо, до 1825 года
Жак-Луи Давид – поэтесса Сафо, до 1825 года

Давид умер в Брюсселе в 1825 году. Его жена, также страдавшая от слабого здоровья, вернулась в Париж на лечение и не была с ним в последние дни его жизни. Французская монархия отказалась вернуть его тело во Францию для захоронения. Предположительно, после смерти жены Давида, их сын тайно положил сердце Дэвида в ее гроб, и она была похоронена в Париже. В рамках празднования 200-й годовщины революции в 1989 году французское правительство попыталось репатриировать останки Дэвида, но бельгийское правительство отказало, сославшись на то, что его могила стала историческим памятником.

Музеи
137 тыс интересуются