Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Пушкин был красив как мужчина? За счет чего?

Вот ножнички великого поэта, его кольца, и аксессуары — а также его особый подход к женщине. И четыре практичных совета, как стать столь же неотразимым.

Конечно, Александр Сергеевич был красавцем. Да таким, что дамы падали к его ногам, будто листья в последнюю осень.
И вовсе не за счет природных данных притягивал взоры наш поэт. Боевой чернявый коротышка — совсем не тот, о ком мечтают барышни с Невы. Это, простите, фактура сочинской дискотеки. Я сам из тех мест, не раз препирался с такими у входа на танцы. Не люблю, короче, как они танцуют.
А Пушкин вёл девушку изящно и нежно. Его пример — другим наука.

Следи за собой

Публика у знаменитого портрета Пушкина в 8 зале Третьяковки делится на два типа. Требовательные к себе лица с высшим образованием пытаются принять горделивую позу героя на полотне (у многих получается). Граждане с обычной самооценкой ведут диалоги типа: «Ой, Вань, гляди, какие у него когти».

Портрет А. С. Пушкина, фрагмент. Художник О. А. Кипренский. 1827 год. Государственная Третьяковская галерея
Портрет А. С. Пушкина, фрагмент. Художник О. А. Кипренский. 1827 год. Государственная Третьяковская галерея

«Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти», — писала Вера Александровна Нащокина (1811–1900) в своих «Воспоминаниях» («Новое Время», 1898, № 8115).

Мужчины, обратите внимание: Пушкин вот этими маникюрными ножницами сотворил со своими руками такое, что женщина вспоминала и через 60 лет.

Ножницы А. С. Пушкина с пилочкой для ногтей. Kulinski F. 1830-е гг.. сталь. Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Ножницы А. С. Пушкина с пилочкой для ногтей. Kulinski F. 1830-е гг.. сталь. Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

(автор удаляется в ванную комнату со своими маникюрными ножницами...
... автор вернулся, прихрамывая, но с выводом).

Уход за собой — это, помимо прочего, сигнал рынку. Если мужчина пострижен, помыт, и рубашка на нем сидит ладно — значит, он еще (или уже!) чего-то хочет. В наши времена и это много. Женщины не могут не заинтересоваться.

Аксессуары важны

«А это для расперчения», — приговаривала директор по моде журнала Men’s Health Лариса Лазарева, прикручивая значок со стразиками к спортивному костюму очередного атлета. Переводя с дизайнерского на язык повседневного общения: одна яркая искорка способна добавить в имидж скучного офисного клерка явные нотки бунтаря (с послевкусием портвейна).

Вот, учимся у Пушкина. Он начинал, конечно, с лицейского кольца. Ну а потом носил и непритязательные колечки с сердоликом, почему нет. Вот это, что на картинке — буквально снял с руки в 1820 году, когда был в гостях у генерала Николая Раевского.

Устроили небольшую благотворительную лотерею. Пушкин положил свой сердолик в призовой фонд. Кольцо выиграла 16-летняя Маша Раевская, дочь генерала. Потом она выйдет за князя Сергея Волконского, а потом Сережа станет декабристом и увязнет во глубине сибирских руд на 20 лет. Маша поплачет, положит сердолик Пушкина в нагрудный кармашек, поближе к сердцу — и поедет вслед за мужем в Сибирь.

Вывод ясен, мужчины: аксессуары очень важны!

Должна в мужчине быть какая-то загадка

Ну и, конечно, умение рассказать историю. Способность опутать словами, буквально — ласкать и будоражить одними буквами. Обратить физические недостатки в таинственные (и потому привлекательные) особенности. Как это определяла моя бабушка: «Забить женщине баки в ее бедной головушке».

Вот Пушкин, скажем, от нечего делать — пиарил свои африканские корни. Обратил упомянутую выше чернявость в легенду. Ходил, например с этой тростью.

Трость А. С. Пушкина, начало XIX в. Орех, латунь, позолота. В набалдашник вделана пуговица с вензелем Петра I. Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Трость А. С. Пушкина, начало XIX в. Орех, латунь, позолота. В набалдашник вделана пуговица с вензелем Петра I. Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

«А что это за пуговица впаяна в ваш набалдашник?», — спрашивали его какая-нибудь девица на балу. «А эту пуговицу со своего мундира Петр Великий подарил верному другу и советчику, удивительному африканскому арапу Ганнибалу, — охотно отвечал Пушкин. — Кстати, Ганнибал мой прадед, и у меня дома сейчас как раз есть его редкий портрет. Хотите, покажу?».
И, как правило, показывал.


Понимание и обнимашки

Что на самом деле нужно каждой женщине? Если коротко сформулировать и только по категории «без этого никак»? Дело ясное: понимание и обнимашки.

С обнимашками у многих из нас все в порядке. Но Пушкин обеспечивал партнеру (партнерке, партнерше — как хотите называйте) и второй упомянутый ингредиент устойчивой жизни тоже. Восторгался, выслушивал и терпел временные умопомрачения. Поддерживал, когда надо, и советовал, когда попросит. А когда она приезжала с бала, расстроенная коллегами по коллективу — не критиковал ее поведение, а обнимал и приговаривал: «Ты молодец, а они все — некомпетентные непрофессионалы». И целовал, небось в макушку при этом.

«Милый мой друг, ты очень мила, ты пишешь мне часто, одна беда: письма твои меня не радуют. Что такое vertige? Обмороки или тошнота? Виделась ли ты с бабкой? Пустили ли тебе кровь? Всё это ужас меня беспокоит. Чем больше думаю, тем яснее вижу, что я глупо сделал, что уехал от тебя. Без меня ты что-нибудь с собой да напроказишь. Того и гляди выкинешь. Зачем ты не ходишь? А дала мне честное слово, что будешь ходить по два часа в сутки. Хорошо ли это? Бог знает, кончу ли здесь мои дела, но к празднику к тебе приеду».
А. Пушкин — беременной Н. Пушкиной, 16 декабря 1831 г.

(автор блога быстро встает и уходит из комнаты, чтобы не разрыдаться от этого письма прямо на публике...
...автор вернулся, глаза красные, вывод напрашивается...)

Вот отсюда — и любовь до гроба, и четверо детей. Уж я не знаю, ходил ли Саша на светские рауты с этим милым кошелечком (вообще! вообще не подходящим его лощеному стилю!), который вышила ему в подарок его Наташа. Но, как видите — он бережно хранил нелепую вещицу среди самых личных вещей.

Кошелек А. С. Пушкина, вышитый Н. Н. Пушкиной. Конец 1820-х — начало 1830-х гг. Бисер, бронза золоченая, замша. 11 × 8,2. Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Кошелек А. С. Пушкина, вышитый Н. Н. Пушкиной. Конец 1820-х — начало 1830-х гг. Бисер, бронза золоченая, замша. 11 × 8,2. Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

А потому, мужчины, напомню и повторю главную мысль этой публикации.
Аксессуары. Очень. Важны.