Приезжие негодуют: "Заставлять учить русский — это дискриминация!" Они просят своих этнических президентов повлиять на ситуацию в нашей стране.
Алексей ПЕТРОВ
Мигрантки, которые переехали в Россию вместе со своими детьми, встревожены не на шутку — администрации общеобразовательных школ отказываются принимать их детей. Например, из-за того, что те элементарно не говорят по-русски. О нескольких похожих случаях рассказывается в телеграм-канале "Мигранты — всё как есть".
"Алло, президент? Устройте моего ребёнка в школу в России"
Венера, мигрантка из Кыргызстана, второй год подряд пробует устроить сына в четвёртый класс московской школы. И документы все собрала, и вовремя их подала, и регистрация есть, но через сутки из образовательного учреждения приходит отказ. А ведь у Венеры есть ещё и дочь, её надо пристраивать в первый класс, и вновь запахло неудачей.
Мигрантка просит помощи у президента страны своей национальной принадлежности. На видео иноагентского издания «Настоящее время» Венера с печальным видом обращается к главе Кыргызстана, чтобы тот ускорил процесс с решением наболевшего вопроса.
"Заставлять учить русский — это дискриминация"
Ещё одна мигрантка из Киргизии по имени Гульмайрам тоже пожаловалась журналистам на Россию. Мол, это дискриминация — заставлять детей учить русский язык. Миграционные юристы поддакивают: действительно, не порядок, правительство обязано предоставить детям образование в школах (а также места в детсадах и ВУЗах).
Говорят, для поступления в школу надо будет сдавать экзамен. Мой ребёнок даже не знает, что это такое. Он не может общаться с русскими детьми. Я переживаю за это. Ребёнок уже сейчас плачет и говорит, что не хочет в школу. Это в корне неправильно. Учителя должны поддержать его, говорить: "Мы всему тебя научим". А они говорят про какие-то экзамены,
— негодует соотечественница Гульмайрам Табигат, также приехавшая с детьми жить в Россию.
Отметим, что интервью происходит не на русском языке — никто из участников, похоже, его не знает и не планирует учить. А зачем? Ведь это русские учителя, по их мнению, должны подстраиваться. Научить, если получится. А не получится — так пусть сами выучат киргизский язык. Ведь мигрантам все должны и обязаны.
Мигрантам нет мест?
Похожие проблемы и у мигрантки Каныкей. Она просит власти Киргизии обратить внимание на проблему родителей-мигрантов в России. Отказывают приезжим по разным поводам. Например, мест нет. И действительно, многие школы сейчас переполнены. Местных бы пристроить.
Но приезжих это не устраивает. Кажется, они привыкли, что их должны везде пропускать вперёд: в садик без очереди как многодетных, пособия и квартиру бесплатно — как нуждающимся.
Даже документы собрать не могут
Также "заворачивают" по причине того, что у приезжих не хватает всех необходимых документов. А почему детям мигрантов нужно делать какие-то скидки? Ведь правила одни для всех. С такими нарушениями порядочный директор школы должен отказать любым соискателям, не зависимо от национальной принадлежности. Соберите необходимый пакет бумаг и подавайте заявку заново.
Ну а если ребёнок-мигрант не говорит и даже не понимает по-русски, то в нашей школе ему попросту нечего делать. Как он будет получать знания? Не сдаст экзаменов, не переведётся в следующий класс. А если его всё-таки протащат то девятого, то на ОГЭ ему никто не поможет. Выпустившиеся двоечники — удар по репутации школы, повод для проверок.
В 13 лет в первый класс
Известно об одном случае, когда девочку-мигрантку 13-ти лет удалось устроить в школу спустя несколько лет, и только во второй класс. Всё просто — без знания языка в любой стране делать нечего.
Остаётся мамашам-мигранткам одно — возвращать детей на историческую родину, чтобы те учились в школах на своём родном языке. Но у вышеназванной Венеры такой возможности, якобы, нет — в Киргизии осталась только больная мама, а о муже она и вовсе молчит, и неизвестно, есть ли он вообще.
Опять обижены на Россию
Условная Венера начинает качать права и высказывать недовольство, якобы с ними не хорошо обращаются. Но почему-то у мигрантов не возникает мысли, что, прежде чем ехать в чужую страну, нужно хотя бы на начальном уровне уметь говорить на языке этого государства.
Но ведь мигранты не собираются ассимилироваться. Они хотят сбиваться в мигрантские стаи, скупать квартиру за квартирой, дом за домом, район за районом, где будет звучать нерусская речь. А что потом? Мигрантские города?
Кстати, посольство Кыргызстана в Москве считает, что проблема устройства детей-мигрантов в школе не носит массовый характер. Наблюдаются только отдельные случаи, когда родители обращаются за содействием. И основная причина отказа — переполненные школы по месту регистрации. Тем не менее, сотрудники посольства отправляют необходимые обращения в департамент образования Москвы, и вопрос рассматривается на уровне правительств двух стран.
Статистика: язык не знают больше половины
В Центре экономики непрерывного образования Российской академии наук и Государственной службы провели любопытное исследование. В опросе приняли участие 2064 педагога школ Москвы, Санкт-Петербурга, городов и сёл Новгородской, Челябинской и Ярославской областей.
53% из них заявили, что у детей приезжих есть серьёзные проблемы с русским языком. 49,5% считают, что у маленьких выходцев из Средней Азии есть проблемы с освоением общеобразовательных предметов. А еще с дисциплиной и общением со сверстниками.