Психологическую игру можно проводить с младшего школьного возраста, но необходимо подобрать более простые изображения. Игра подходит для студентов и сотрудников в рабочих коллективах, например в ходе тимбилдинга, тренинга и т.д.
Вариант 1. Игра «Взгляд». Участники группы поочередно получают карточки с изображениями, которые они не видели ранее. Каждый участник должен тщательно изучить свою карточку и описать её содержимое словами, не показывая саму картинку остальным. Это требует от участника не только детального восприятия изображения, но и умения ясно и точно выразить свои мысли. Остальные участники, в свою очередь, должны проявить максимальную концентрацию и внимание, чтобы слушать и анализировать рассказы, пытаясь понять, как могут быть связаны изображения на карточках друг с другом. Это упражнение не только развивает коммуникативные навыки и способность к аналитическому мышлению, но и способствует групповой сплоченности, так как участники учатся работать в команде, взаимодействуя и поддерживая друг друга в процессе общей задачи. Стоит отметить, что для обучающихся имеющих психологические особенности, такие как гиперактивность, чрезмерную тревожность, ОВЗ, задержку психического развития, неусидчивость, крайне сложно внимательно слушать каждого учащегося и удерживать фокус внимания на деталях. В таких случаях игра может служить в качестве коррекционно-развивающего инструмента для личности.
Участников может быть от 5-7 до 15-20. С увеличением количества участников игру можно детализировать и усложнять дополнительными деталями.
Примеры карточек для психологической игры «Взгляд»
Как видно из картинки, участники должны будут догадаться что это взгляд из космоса на божию коровку, которая сидит на листе цветка в избушке на курьих ножках. В свою очередь избушка находится на картине в спальне жилого дома в городе Москва. Здесь 14 изображений, можно сократить или расширить другими деталями по количеству участников.
Практика проведения данной игры со студентами показывает, что если у участника группы имеется выраженная личностная особенность (например, чрезмерная подозрительность, тревожность, эгоцентризм и другие), то такой член группы с искажениями передает увиденное на картинке. В таком случае требуется вмешательство ведущего игру с целью корректировки восприятия изображения. Как и в работе с метафорическими ассоциативными картами у личности срабатывает механизм – проекции – бессознательный процесс, при котором индивид переносит свои собственные чувства, мысли и желания на других людей или объекты. В контексте работы с изображениями это означает, что участник проецирует свои внутренние переживания и конфликты на изображения, выбирая те карты, которые отражают его текущее эмоциональное состояние или внутренние проблемы.
Вариант 2. Игра «Мир». Здесь алгоритм повторяется, участники должны сориентироваться и разложить свои карточки как будто смотрят на весь земной шар. Такая игра также будет полезна для учеников при изучении географии. При проведении данной игры было обнаружено, что некоторые участники имеют пробелы в знаниях о географическом распределении животных и расположении стран. Например, когда человек не знает, где живут пингвины и белые медведи; имеет трудности с определением местоположения стран на карте мира или в понимании географических особенностей различных регионов.
Карточки раскладываются на широкой поверхности, если это аудитория, то необходимо использовать минимум четыре парты. Участников может быть до 30 человек. Карточки могут быть размером А5 или А6.
Вариант 3. Игра «История». Рандомно участники получают карточки с изображениями разных временных периодов от мезозойской эры, когда жили динозавры, до настоящего времени, а также эры антропоцен (эра будущего). Задача участников понять, что описывает каждый участник и как это связано между собой. Данная игра будет интересна и полезна школьникам на уроках истории.
При изучении других школьных предметов, например «Биологии», «Литературы», «Физики» и т.д. можно использовать подобные игры. Это позволит развивать большую учебную мотивацию у школьников на изучение предмета, развивать психические познавательные процессы, а также проверять усвоенные знания.
Вариант 4. Игра «Возрастная периодизация». По схожему алгоритму участники получают карточки с различными возрастами человека от внутриутробного развития до пожилого возраста. Данная игры полезна студентам при изучении возрастной психологии. Карточки представленные в данном варианте включают в себя: картинку плода в утробе матери, младенчество, ранний возраст который можно детализировать на узнавание себя в зеркале, ползание, переворачивание, предметно-манипулятивную детальность, кризис «Я сам», дошкольный период детства, игровая деятельность, младший школьный возраст, учебная деятельность, подростковый возраст, общение со сверстниками, ранняя юность, обучение в университете, получение диплома, работа на производстве, свадьба и прочее.
Участники демонстрируют знание дисциплины, а также развивают коммуникативные навыки и способности и сплоченность в группе, умение договариваться и слышать друг друга. Также возможно включать такие игры по изучению таких дисциплин в университете как «История психологии», «Общая психология», «Социальная психология», «Конфликтология» и ряд других учебных дисциплин.
Вариант 5. Игра «Вселенная». Участникам в закрытую предлагаются изображения, которые при раскладке всей группой на большом столе изображают в «разрезе» мир от Вселенной до ядра земли.
Разработка логических цепочек и «карт» для конкретных дисциплин и уроков в школе может стать отличным способом улучшения процесса обучения. Эти инструменты помогают учащимся визуализировать информацию, устанавливать связи между различными концепциями и углублять понимание предмета.
Психологическая игра – это не только увлекательное занятие, но и мощный инструмент, который играет ключевую роль в развитии коммуникативных навыков и укреплении групповой сплоченности среди учащихся. В ходе таких игр школьники и студенты учатся взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли и чувства, а также понимать и принимать различные точки зрения. Это способствует формированию уверенности в себе и своих высказываниях, развитию эмпатии и умению работать в команде. Таким образом, психологические игры помогают подготовить молодежь к более сложным аспектам социального взаимодействия, которые они встретят во взрослой жизни.
Автор: Кутбиддинова Римма Анваровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru