Найти тему
Авиатехник

Катастрофа над Момским перевалом: Ан-2 разбился, унеся жизни шести человек, октябрь 1971 года

11 октября 1971 года самолет Ан-2 (СССР-47678), выполнявший спецрейс по обслуживанию 125-й экспедиции по маршруту Усть-Нера – Мома – Усть-Нера, потерпел крушение в горной местности, неподалеку от Момского перевала. В результате катастрофы погибли командир экипажа и пять пассажиров.

Полет начался в 03:12 мск из аэропорта Усть-Нера. Прогноз погоды, выданный дежурным синоптиком, предусматривал облачность 5-8 баллов слоисто-кучевая высотой 1300-1800 м от уровня а/п Усть-Нера, и 10 баллов верхняя, средняя. Слабый снег. Видимость более 10 км. Горы закрыты частично снегом.

Ан-2
Ан-2

Однако полетная ситуация оказалась значительно сложнее. Экипаж наблюдал низкую облачность, надвигающуюся с запада. После посадки в Моме, экипаж взял на борт 6 пассажиров и 600 кг груза. Взлет на Усть-Неру был произведен в 05:00 мск. После взлета экипаж не доложил о занятии безопасной высоты полета и выходе из зоны аэропорта Мома, и в расчетное время в Усть-Неру не прибыл.

Поиски самолета привели к трагической находке – 16 октября 1971 года, в 19 км от Чумпу-Кытыл, на склоне горы с отметкой 1080 м над уровнем моря, были обнаружены останки Ан-2. Самолет столкнулся со склоном горы на скорости 80 км/ч, разрушился и сгорел.

Расследование катастрофы выявило ряд серьезных ошибок и нарушений, ставших причиной трагедии:

• Неверный расчет высоты полета: Полеты по трассам МВЛ проводились на высотах, отсчитываемых по давлению 760 мм рт.ст., а не по минимальному приведенному давлению.

• Неточности в прогнозе погоды: Прогноз некорректно указывал высоту облачности, отсчитывая ее от уровня а/п Усть-Нера, а не от высшей точки маршрута.

• Отсутствие контроля: Начальники аэропортов Усть-Нера и Мома фактически самоустранились от управления воздушным движением, не проводили анализ синоптической обстановки перед полетами.

Причины катастрофы:

• Нарушение безопасной высоты полета экипажем в горной местности при встрече сложных метеоусловий.

• Неоправдавшийся прогноз погоды по трассе в районе Момского перевала по высоте и количеству облачности.

• Неудовлетворительная организация летной работы и УВД со стороны ответственных должностных лиц Зырянского ОАО.

Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые статьи!