Ирландское свободное государство было создано в соответствии с англо-ирландским договором, подписанным в Лондоне 6 декабря 1921 года, после кровавого Пасхального восстания 24 апреля 1916 года и последовавшей за ним Ирландской войны за независимость (с 21 января 1919 года по 11 июля 1921 года). Предполагалось, что Договор вступит в силу 6 декабря 1922 года, но после его ратификации ирландским парламентом 7 января 1922 года противники Договора (республиканцы) подняли восстание, и им противостояла Ирландская национальная армия (INA). Последние унаследовали от британцев бронированные автомобили (Rolls-Royce, Peerless и Lancias) и начали строить бронепоезда и тележки для отражения атак республиканцев на железные дороги. Кроме того, в октябре 1922 года был создан Корпус охраны, ремонта и технического обслуживания железных дорог (RPR& MC).
Первый бронепоезд базировался в Инчикоре (Дублин) в июле 1922 года, но был уничтожен республиканцами. В августе в Лимерике был построен второй поезд с использованием броневых листов, найденных в заброшенных британских казармах.
После создания RPR & MC бронепоезда были построены в Корке и Дублине. Отряды бронепоездов, организованные RPR & MC и размещенные в Клонмелле, Корке, Килларни, Лимерике и Терлсе, насчитывали в общей сложности девять поездов, и в феврале 1923 года они были размещены следующим образом: Клонмел: В № 1; Терлес: В № 2; Лимерик: В № 3; Корк: В № 4, 5 и 6; Дублин: В № 7; Дандолк: В № 8; Маллингар: В № 9.
Основной ролью поездов была защита рабочих, ремонтирующих разрушенные мосты и поврежденные пути. Между стационарными базами осуществлялось регулярное патрулирование на бронированных тележках. Из различных марок ирландских броневиков только бронетранспортеры Lancia были переоборудованы для использования на рельсах.
Из дюжины, предназначенных для переоборудования, только семь (AL Nos 22, 23, 31, 32, 33, 47 и 51) были фактически оснащены в сентябре 1922 года колесами с фланцами. Их конфигурация варьировалась в зависимости от отдельных вагонов, и по крайней мере два из тех, что были переоборудованы в Инчикоре, были оснащены башней, вооруженной пулеметом.
Республиканцы в целом предпочитали избегать боев с поездами и тележками, что приводило к меньшему количеству нападений на железную дорогу, которая, тем не менее, продолжала страдать. Бои, которые действительно имели место, часто были ожесточенными. Например, 15 октября 1922 года республиканцам потребовалось около четырех часов боев, чтобы вынудить сдаться знаменитую Lancia, известную как Серый призрак (из-за ее камуфляжа и почти бесшумного подхода). После разоружения экипаж был освобожден, а Lancia частично уничтожена пожаром. 27 февраля 1923 года тележки Lancia базировались следующим образом: Корк: Lancias № 1, 2 и 3; Лимерик: № 4; Дандолк: № 5; Дублин: № 6 и 7. Кроме того, еще пять Lancias были выделены для быстрого переоборудования в тележки. В конце Гражданской войны тележки Lancia были восстановлены для использования на дорогах и переданы бронетанковому корпусу.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.