Для тех авиационных менеджеров, которые хотят создать систему управления беспилотниками (UTM, Unmanned aircraft system traffic management) или экосистему U-space, основной задачей является обеспечение безопасности полетов беспилотных летательных аппаратов и электрических самолетов (eVTOLs) за пределами прямой видимости. Здесь важно гарантировать, что эти воздушные судна находятся под контролем и не попадают в руки недобросовестных, незадачливых, преступных или, что наиболее опасно, террористических групп.
Для решения этой технической задачи необходимо интегрировать систему противодействия беспилотникам (C-UAS) в управление воздушным пространством. Это позволит рано выявлять несанкционированные действия беспилотников и оперативно реагировать на угрозы. По всему миру таких систем от компаний C-UAS насчитывается более 300, но поскольку каждая географическая зона UTM / U-space уникальна, большинство из них не будут совместимы с точки зрения эффективности или доступности.
Идеальное решение C-UAS является ‘многоуровневым’, что означает, что оно использует ряд датчиков – радар, радиочастотное обнаружение, акустический, оптический – и интегрирует информацию с этих датчиков в систему командования и контроля, которая дает оператору максимально раннее предупреждение об угрозе, выявляет намерения и выбирает оптимальную систему смягчения последствий: радиочастотные помехи и / или подмена сообщений, киберпреступление, лазерное оружие, беспилотник кинетического реагирования, систему сетевого захвата, небольшую ракету или пушку. И это должно быть масштабируемо, поскольку угрозы беспилотных летательных аппаратов развиваются и требуются новые датчики и меры по их снижению.
Стоимость многоуровневого решения C-UAS, эффективного на 95% против угроз от беспилотников, составляет миллионы. По отчету Statistica, гражданское оборудование C-UAS стоит 5 миллионов долларов, а годовая подписка — 1,7 миллиона долларов. Менеджеры UTM / U-space сталкиваются со сложными проблемами: их работа ограничивается обнаружением беспилотных нарушителей, в то время как меры по смягчению последствий зависят от национальной безопасности. Это создает разобщенность между ведомствами и неясность в ролях.
Однако ситуация улучшается благодаря новым правилам, технологиям и пониманию рисков. Появляются интегрированные системы UTM / counter, которые предлагают более доступные и эффективные решения, а также новые модели облачного сервиса для менеджеров геозон вместо дорогого оборудования.
Проблема заключается в понимании угрозы от беспилотников. Количество нарушений растет: в 2022 году в аэропорту Осло фиксировалось 50 вторжений в месяц, большинство из которых совершали любители с коммерческими дронами. Таким образом, менеджерам экосистемы UTM не нужно инвестировать в многоуровневые сети защиты от военных атак, по крайней мере, пока.
Тем не менее, коммерческие беспилотники представляют значительную угрозу для менеджеров геозон UTM / U-space. Согласно отчёту RAND за 2020 год, рынок малых беспилотников движется к более легким и незаметным системам с улучшенной скоростью и дальностью. Некоторые из них могут перевозить взрывчатые вещества, однако передают данные в радиочастотном диапазоне, что облегчает их обнаружение.
Первой линией обороны является обязательное оснащение всех коммерческих беспилотных летательных аппаратов системами дистанционной идентификации, позволяющими службам безопасности отслеживать серийные номера дронов и их местоположение. В Японии идентификаторы введены с июня 2022 года, в США срок установки идентификаторов — 16 сентября 2023 года, в ЕС — с 1 января 2024 года, с региональными различиями в требованиях.
По словам Джеффа Коула, генерального директора компании Hidden Level, существующая инфраструктура не предназначена для отслеживания большого количества беспилотников на низкой высоте. Требование FAA о дистанционной идентификации помогает, но существует риск подделки сигналов.
В начале 2023 года на рынке появились новые интегрированные UTM / counter-UAS технологии для обнаружения как сотрудничающих, так и не сотрудничающих беспилотников. Хендрик-Ян Ван Дер Гухт из компании SkeyDrone подчеркнул необходимость инвестиций в системы отслеживания для управления рисками, создаваемыми несанкционированными беспилотниками, с помощью интеграции с существующими UTM системами.
Правительства решают, кто будет ответственен за борьбу с беспилотниками-нарушителями. В Европе формируется пакет ЕС C-UAS с созданием цифровой платформы для обнаружения инцидентов и разработкой методологии оценки систем C-UAS. EASA опубликует свои предложения по обнаружению C-UAS.
В США FAA в марте 2023 года выпустила отчет о межведомственной координации систем противодействия беспилотникам, объяснив, как различные министерства разработают скоординированные меры. Затронуты проблемы, связанные с помехами для NAS и стандартизацией процессов координации. FAA также тестирует технологии обнаружения дронов в Атлантик-Сити.
Поставщики UTM / U-space активно развивают услуги, не дожидаясь окончательных правил от регуляторов. Хендрик-Ян Ван Дер Гухт, управляющий директор бельгийской UTM-компании SkeyDrone, отметил, что услуги с добавленной стоимостью, такие как U-space, являются наиболее ценными.