Найти тему
Взгляд конструктора

БМП-3, что с ней не так?

Рисунок 1. Боевая машина пехоты БМП 3
Рисунок 1. Боевая машина пехоты БМП 3

БМП-3 - советская и российская боевая машина пехоты третьего поколения спроектированная в 80-х годах прошлого века. Вокруг данной машины ходят множественные разговоры о ее достоинствах и недостатках. Беспочвенны ли данные разговоры и кто прав критики данной машины или ее поклонники, давайте разбираться.

Рисунок 2. Компоновка БМП 1 (Вид сверху развернут)
Рисунок 2. Компоновка БМП 1 (Вид сверху развернут)

На период начала конструирования БМП-3 традиционная компоновка боевых машин пехоты заключалась в расположении десантного отделения в кормовой части машины, спереди моторно-трансмиссионное отделение (МТО) и отделение управления, боевое отделение по центру. Размещение десантного отделения в корме позволяло осуществлять легкое и  безопасное спешивание десанта, а также более удобную погрузку/разгрузку раненых и  грузов. По такому принципу были спроектированы БМП-1, М2 Бредли, Мардер и многие другие машины данного класса. На период создания БМП-3 конструкторские поиски по определению оптимальной компоновки машин данного класса были актуальны и изыскания привели конструкторов к использованию модифицированной танковой компоновки.

Рисунок 3. Компоновка БМП 3
Рисунок 3. Компоновка БМП 3

Идея применения танковой компоновки для боевой машины пехоты заключалась в усилении лобовой проекции брони, улучшении развесовки и амфибийных свойств машины за счет размещения МТО в корме, использовании более мощного вооружения, однако, оставался вопрос с десантом, где его размещать и как спешивать. В погоне за улучшением технических характеристик машины размещение пехоты отошло на второй план, и она расположилась по периметру боевого отделения, по остаточному принципу, а спешивание производилось с кормы, через МТО, для чего был применен V-образный двигатель с большим углом развала УТД-29. Кстати, стоит отметить, что советская конструкторская школа, грешила пренебрежением к комфортному размещению личного состава, отдавая предпочтение техническим характеристикам машины.

Принятые решения сделали БМП-3 одной из самых мощных по вооружению машин данного класса. Изделие имеет спаренные пушки 2А70 и 2А72 100-мм и 30-мм калибра соответственно, отличную проходимость, маневренность и амфибийные свойства. Однако танковый ген, заложенный при проектировании БМП-3, никуда не ушел и при частых сравнениях БМП-3 с боевыми машинами данного класса постоянно всплывает один и тот же вопрос, являющийся принципиальным для БМП: « а что с транспортировкой десанта и перевозкой раненых и  грузов?» И здесь сравнение остается не в пользу отечественной БМП третьего поколения в виду отсутствия цельного десантного отделения и исправить данный недостаток путем путем внесения мелких корректировок в конструкцию невозможно. Требуются кардинальные изменения и фактически такая машина будет принципиально другой, хоть и с узлами БМП-3.

Что можно сказать по итогу, машина БМП-3 является отличной боевой машиной с мощнейшим комплексом вооружения, отличной маневренностью и амфибийными свойствами и все вопросы к ней уходят при одном «но», если ее позиционировать не как БМП, а как легкий танк с возможностью транспортировки десанта, легкая российская «меркава», если Вам будет угодно. В таком случае вся критика насчет транспортировки пехоты уходит на второй план в связи с тем, что данное качество не является основным для легких танков. 

Спешивание с Меркавы
Спешивание с Меркавы

Критики и поклонники данной машины по-своему правы, БМП-3 имеет конструктивные неустранимые проблемы, связанные с расположением МТО и спешиванием десанта при этом обладая отличными техническими характеристиками. При использовании данной машины в качестве легкого танка с возможностью транспортировки десанта данная машина ввиду своих конструктивных особенностей должна показывать себя эффективнее.

Спасибо за внимание!