Найти тему

К 105-летию Дня российского кино – 27 августа 1919

Фотография С.М. Эйзенштейна за монтажом фильма «Октябрь». 1927 г. РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1.
Фотография С.М. Эйзенштейна за монтажом фильма «Октябрь». 1927 г. РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1.

Первый киносеанс состоялся в Российской империи 4 (16) мая 1896 года в Петербурге в кинотеатре «Аквариум», находившемся в одноименном саду. Он длился всего 10 минут и представлял собой фрагменты документальных фильмов, снятых французами – братьями Люмьер. Позже эта программа была показана в других русских городах. Изобретение кинематографа давало массу возможностей, новое искусство набирало обороты, народ жаждал невиданных зрелищ, и к 1908 году в Москве, например, уже насчитывалось около 80 кинотеатров. Демонстрировались, в основном, французские игровые ленты.

В том же кинотеатре «Аквариум» 2 (15) октября 1908 года прошёл первый показ восьмиминутного фильма русского производства «Понизовая вольница». Фильм был сделан в кино-ателье Александра Дранкова, открывшего свое дело – съемки документальных сюжетов – годом раньше. Дранков точно уловил момент, когда назрела необходимость производства российского игрового кино. И материал для первого фильма он взял народный, понятный всем зрителям России. Это была не салонная драма из жизни французских аристократов, а известная история о Стеньке Разине и княжне, по мотивам русской народной песни «Из-за острова на стрежень». Картина открыла эру русского игрового кино. Режиссером картины выступил В.Ф. Ромашков, бывший до этого актером Народного театра в Петербурге, но опыт режиссерской работы у него уже был. Он ставил пьесы в столичных и провинциальных театрах. Оператором фильма стал сам А.О. Дранков вместе с Н.Ф. Козловским, а главную роль сыграл знаменитый русский трагик Е.А. Петров-Краевский.

Фотография В.Э. Мейерхольда в роли лорда Генри в фильме «Портрет Дориана Грея» (сценарий и постановка В.Э. Мейерхольда). 1915 г. РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1.
Фотография В.Э. Мейерхольда в роли лорда Генри в фильме «Портрет Дориана Грея» (сценарий и постановка В.Э. Мейерхольда). 1915 г. РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1.

И все-таки не 15 октября был утвержден как профессиональный праздник российских кинематографистов. Днем российского кино считается 27 августа. В этот день в 1919 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет о национализации фотографической и кинематографической промышленности и кинотеатров РСФСР. Все они перешли в ведение Наркомта просвещения. Руководство советской республики, понимая важность развития кинематографа как мощного инструмента пропаганды революционных идей решило взять его «в свои руки». С этого времени вся фото– и кинопромышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения.

Одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стала советская лента «Броненосец Потемкин». Этот знаменитый фильм С.М. Эйзенштейна вышел на экраны в 1926 году. Любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году «Чапаев» получили первую премию.

Фотография Я.А. Протазанова, Е.О. Славянского, П.А. Павлова, В.Г. Орловой, Т.И. Дуван, Е. Шибуевой на съемках фильма Я.А. Протазанова «Пиковая дама». 1916 г. РГАЛИ. Ф. 1921. Оп. 2.
Фотография Я.А. Протазанова, Е.О. Славянского, П.А. Павлова, В.Г. Орловой, Т.И. Дуван, Е. Шибуевой на съемках фильма Я.А. Протазанова «Пиковая дама». 1916 г. РГАЛИ. Ф. 1921. Оп. 2.

С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от кинопленок до цифрового кинематографа.

В РГАЛИ хранится более 400 фондов деятелей киноискусства: кинорежиссеров, киноартистов, кинооператоров, кинодраматургов, кинокритиков и киноведов, кинодеятелей, киностудий, киножурналов. В частности, более пятидесяти фондов кинорежиссеров, более тридцати фондов кинодраматургов и сценаристов, десять фондов кинооператоров, более трехсот фондов артистов, многие из которых снимались в кино, фонды композиторов и художников, участвовавших в постановках фильмов.

Фотография рабочих моментов съемки фильма С.М. Эйзенштейна и Г.В. Александрова «Октябрь». Среди присутствующих С.М. Эйзенштейн, Г.В. Александров, Э.К. Тиссэ. 1927 г. РГАЛИ. Ф. 1923. Оп.
Фотография рабочих моментов съемки фильма С.М. Эйзенштейна и Г.В. Александрова «Октябрь». Среди присутствующих С.М. Эйзенштейн, Г.В. Александров, Э.К. Тиссэ. 1927 г. РГАЛИ. Ф. 1923. Оп.

В фондах творческих работников, связанных с производством художественных фильмов, хранятся не только литературные и режиссерские сценарии, монтажные листы, фотографии кадров и рабочих моментов съемки фильмов, фотографии актеров в ролях, но и партитуры музыкального оформления фильмов, эскизы декораций, – все они позволяют широко представить процесс создания фильмов. Ценнейшей частью собрания РГАЛИ являются документы великих режиссеров, составивших славу отечественного кинематографа: С.М. Эйзенштейна, Вс.И. Пудовкина, А.П. Довженко, Дзиги Вертова, братьев Васильевых, Б.В. Барнета, Л.В. Кулешова, М.И. Ромма, С.И. Юткевича и других, а также материалы о фильмах, которые во всем мире называют золотым фондом российского кино: «Броненосец Потемкин», «Да здравствует Мексика» «Стачка», «Процесс о трех миллионах», «Земля», «Веселые ребята», «Петр I», «Чапаев». В кинематографе пробовали себя выдающиеся театральные актеры и режиссеры: В.И. Качалов, М.А. Чехов, И.М. Москвин, В.Э. Мейерхольд, А.А. Санин, И.В. Ильинский, В.П. Кторов, А.С. Хохлова, Я.Б. Жеймо, С.Г. Бирман, М.М. Штраух и др., чьи материалы тоже есть в архиве. Бурное развитие кинематографа дало импульс к проявлению творческих способностей следующего поколения актеров и режиссеров, поднявших российское кино до мирового уровня.

Важно, что в архиве представлены немногочисленные сохранившиеся документы по истории дореволюционного кинематографа, о фильмах того времени, а также документы о перестройке кинопроцесса после революционных событий 1917 г.

Фотография Я.Б. Жеймо в роли Маленькой разбойницы из фильма В.Г. Легошина «Снежная королева». 1941 г. РГАЛИ. Ф. 3040. Оп. 1.
Фотография Я.Б. Жеймо в роли Маленькой разбойницы из фильма В.Г. Легошина «Снежная королева». 1941 г. РГАЛИ. Ф. 3040. Оп. 1.

В РГАЛИ также хранятся фонды учреждений, занимавшихся управлением и организацией кинопроизводства – Госкино, Акционерного общества «Совкино», Кинофотообъединения «Союзкино», кинофабрик «Совкино» и «Союзкино», Ассоциации работников революционной кинематографии (АРРК), Киностудии «Мосфильм», Центральной студии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, Треста художественных фильмов «Востокфильм», Киностудии «Фильмэкспорт» и еще не одного десятка организаций и учреждений.

Немалую роль не только в современном кино, но и много десятилетий назад играли общественна организация деятелей кино – Союз кинематографистов, материалы которой тоже представлены в РГАЛИ.

Вообще коллекция документальных материалов о кино складывалась в РГАЛИ на протяжении более 80 лет, начиная с 1941 г. и продолжает активно пополняться в наши дни. В XXI веке в архив поступили документы выдающихся деятелей современного российского кино: Э.А. Рязанова, Л.И. Касаткиной, Е.Н. Колосова, К.С. Лучко, Л.Е. Шепитько, Э.Г. Климова, Н.М. Зоркой, Э.К. Тиссэ.

Все эти документы в фондах РГАЛИ позволяют представить историю зарождения, становления и развития отечественного кинематографа, персонифицируя историю кинопроизводства в России и позволяя проследить творческие связи, преемственность поколений российских кинематографистов.

И.Л. Решетникова, главный специалист РГАЛИ