Когда наша семья переехала в ГДР по долгу службы папы, мы увидели совсем другую жизнь в плане возможности покупок. Магазины – полны продуктов и товаров. Примерно, как у нас сейчас, может ассортимент в чем-то меньше, а в чем-то больше.
За продуктами мама ходила в немецкие магазины, в основном, частные. Я помню хлебный магазин, в который даже я иногда ходила одна. Свежеиспеченные буханки темного хлеба с блестящей корочкой продолговатой овальной формы. Там же иногда покупали пышные бисквитные коржи.
Витрину магазина с тортами помню до сих пор, такого разнообразия и красоты в одном месте, кажется, у нас нет и сейчас. Но торты достаточно дорого стоили. Большие и красивые покупались только на мой день рождения, иногда для радости покупали маленький и не дорогой тортик в форме ежика.
Белье себе мама тоже покупала в частном магазинчике у смешливой пожилой немки, которая смеялась громко и раскатисто и говорила, - фрау, розе нихт моде!
Мама всю жизнь шила, обшивала себя и меня с сестрой. Ее девиз - "ни дня без строчки!" Она часто заходила в магазин «Ткани», государственный, с большим выбором, и не такими общительными продавщицами, как в частных.
Когда мы вернулись в Союз, за счастье было урвать кусок сорочечной ткани, из которого мама шила мне по моему дизайну очередной шедевр – летнее платье или сарафан.
В Гроссенхайне мама пошла на курсы вязания, и начала вязать. Магазин с пряжей тоже произвел на меня огромное впечатление. Стеллажи до потолка забиты пряжей разного состава и разных цветов. Я тоже научилась вязать.
В семье, где с рождения я видела стопки журналов мод и слышала обсуждение фасонов, мой единственный выбор - интересоваться модой.
Первый мой личный запрос, который я огласила маме, когда мне было года три. Так маме и сказала, - сшей мне «присировочку». Мама не сшила, хотя нашила мне много всего другого. А костюм с юбкой плиссе мне подарила тетя Настя, мамина сестра.
В Союзе я потом много себе вязала, чаще перевязывала вещи из немецкой пряжи, иногда выпадало счастье купить пряжу за 3.50, немного грубоватую, или за 5 рублей за моток. Вязальщицы вспомнят.
В Гроссенхайне мне особенно нравилась витрина детского мира. Там были такие игрушки, которых я до этого не видела! И потом в Воронеже тоже не видела. Мягкие, например, большой медведь золотого цвета, куклы красивые, коляски для «младенцев» (кукольных). Коляски такие высокие и большие, что в них настоящий младенец бы поместился! Я мечтала о такой коляске! Но мне не купили.
Зато купили золотого медведя. Я получила его в 10 лет на день рождения. Счастье былооооо! Немецкую куклу мне однажды подарила тетя Клава, купив ее в Воронеже. Красивая, нарядная, дорогущая кукла. Стоила рублей 8, а может и дороже, точно не помню.. Мне она очень нравилась, я была страшно счастлива.
Когда мы приехали после Германии в Воронеж, в промтоварные магазины долго не ходили. Во-первых, мама купила кое-что про запас, а мне на вырост. Например, куртки и сапоги.
Во-вторых, купить было нечего. Даже витрины отпугивали своим ужасным видом - размером с обычное окно, причем всегда мутно-грязное, за которым с трудом угадывались непонятного цвета страшноватые товары местного производства. Увы, одежда и обувь «местного разлива» выглядели ужасно. А импорт был в таком дефиците, что в открытой продаже его не было.
Не претендую на истину в конечной инстанции, потому что в Союзе снабжение в разных городах было разное, и возможности у людей разные. Как говорил А. Райкин « товаровед, уважаемый человек», вот этот уважаемый человек имел доступ ко многому.
Москва снабжалась по-другому. Туда мы и ездили за зимними сапогами, югославскими дезодорантами, и продуктами. Москвичи нас не любили, называли «мешочниками», а нам «мешочникам» тоже хотелось одеться современно и купить апельсинов, например, которые в нашем городе не продавались.
В ГДР в свободной продаже стояла мебель, ковры, хрусталь, фарфор. Все это наши советские покупали и везли потом в нашу страну. Кто-то сильно на всем экономил, чтобы больше купить «дюфсита», кто-то, как наша семья, не экономили, но, все равно, кое-что прикупили.
Еще одна прекрасная вещь там радовала – на одежду по окончании сезона делали огромные скидки. Например, мне мама покупала платья за 3 марки, то есть за 1 рубль на наши деньги, или махровый халат, может немного дороже. В СССР одежда и обувь стоили дорого, и скидок не было.
Вот такую картину жизни я запомнила, хотя написала не все, может еще напишу, если за эту статью меня не закидают гнилыми помидорами те, которые в прошлом видят только хорошее. Хорошего было много, но и факты никто не отменял, вроде как.
А вы или ваши родители выезжали за границу во времена СССР? Если да, что помните про это?