Взаимоотношения крупных частных собственников времён капитализма и государства как инструмента власти прошли несколько этапов. Поначалу, когда крупные капиталы росли под тенью феодального государства, прогрессивные мыслители буржуазии выступали за умаление роли государства, за снижение давления на частный бизнес. Это было связано с тем, что феодальное государство стояло на классовых позициях феодалов — что очевидно, — для которых рост частных капиталов был угрозой. Буржуазные мыслители, философы, политэкономы, требовали дать как можно больше свободы рынку и капиталам, чтобы они смогли расти.
Далее, когда из огромного количества капиталов, конкурирующих друг с другом, начали выделяться самые крупные игроки, идущие к положению монополии, они начали идти в другое направление мысли. Крупные капиталы попытались слиться с государством, дабы использовать его как инструмент дальнейшего роста. Подкуп чиновников и министров, лоббирование нужных законов, протекционизм и фритредерство там, где это нужно крупному капиталу. Капитализм перестал отрицать государство, подчинил его и начал использовать во имя интересов капитала. Так настала эпоха государственно-монополистического капитализма.
Со второй половины 20 века ситуация вновь изменилась. Крупнейшие мировые транснациональные монополии настолько разжирели, что государство стало им не нужно. Оно напротив представляло для них определённую угрозу. Превратив весь мир в один единый глобальный рынок, транснациональные монополии более не имели реальных конкурентов. Только через использование государственного аппарата отдельные региональные крупные силы могли прибегнуть к политике протекционизма и таким образом ослабить влияние ТНК. Постепенно крупнейшие капиталы начали перехватывать у государства всё больше функций, в моду вошёл неолиберализм, который в плане отношений капитала и государства выступает с позиции постепенного (в той или иной форме) отмирания государства и передачи его функций капиталу. Как это описывал Джозеф Най еще в начале 2000-х:
«Две другие тенденции тесно связанные с информационной революцией и усиливают перспективу того, что в этом столетии произойдет смещение акцента в коллективной деятельности от центральных органов власти. Глобализация предшествовала информационной революции, но была значительно усилена ею, открыв возможности для частных транснациональных игроков, таких как корпорации и некоммерческие организации, устанавливать стандарты и стратегии, оказывающие сильное влияние на государственную политику, которая раньше была прерогативой центральных правительств. Аналогичным образом, информационная революция усилила роль рынков. После 1970-х годов баланс между государством и рынком изменился таким образом, что государство стало лишь одним источником власти среди нескольких. Даже в Швеции и Франции, не говоря уже о Восточной Европе и менее развитых в экономическом отношении странах, были проведены значительные приватизации».
Таким образом отношения капитала и государства прошли по пути диалектического отрицания отрицания. От попытки освободить рынок от государства с целью роста, через сращение наиболее крупных капиталов с государством для дальнейшего роста, и к очередному освобождению рынка (но уже глобального) от государства (как такового, а не конкретного) с целью закрепления транснациональных монополий как метагосударства, нового единственного инструмента власти. Именно поэтому корректно говорить о новой эпохе капитализма, новой системе международных отношений, новых подходах к анализу современных событий, которые не сходятся с позициями Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Нужны новые разработки, одну из которых мы попытались дать в своей книге «Россия против глобального неолиберального фашизма в свете новейшей теории ультраимпериализма».
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429