Найти в Дзене

Чагринские зори - второй и третий день экспедиции по Хворостянскому району

Оглавление

Продолжаю свой рассказ о краеведческой фото-экспедиции по Хворостянскому району, которая прошла с 13 по 17 августа 2024 года в рамках проекта "Серебро Самарской волны: 4 русских сезона", поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.

В первой части я познакомил вас с посёлками Иерусалимский, Романовка, Елань и Дубровка, теперь в центре внимания сёла Хворостянка, Владимировка и Абашево.

1. Хворостянка

Памятник Ленину в Хворостянке
Памятник Ленину в Хворостянке

Второй день нашего путешествия начался с посещения краеведческого музея в Хворостянке, который располагается в здании бывшего соляного склада купца Жачкина. Внутри - четыре больших зала, каждый со своей тематикой. В первом рассказывается о дореволюционном и довоенном прошлом района, здесь же воссоздан фрагмент школьного класса со старыми деревянными партами и перьевыми ручками.

Кроме того, для посетителей музея здесь проводится церемония принятия в пионерскую организацию. Мне тоже повязали красный галстук:

Фото Юлии Максимовой
Фото Юлии Максимовой

Второй зал музея посвящён Великой Отечественной Войне, третий - природе района, а тематикой четвёртого стал космос, ведь в Хворостянке родился космонавт Олег Атьков. И в каждом из залов посетителей ждал какой-то интерактив!

Несколько фото 2023 года, когда я впервые побывал в этом музее вместе с участниками другого краеведческого проекта под названием "Изюминка":

В общем, Музейно-выставочный центр Хворостянки получился очень интересным, единственное, чего мне не хватило - это более подробного рассказа про историю села и других населённых пунктов района. Что-то об этом, конечно, говорилось, но как-то походя, поэтому мне пришлось искать информацию самостоятельно:

Годом основания Хворостянки принято считать 1749, когда сюда переселились раскольники из села Хворостянка Воронежской губернии, которые своему новому местожительству дали то же самое название. В 1775 году земли нынешнего Хворостянкого района приобрёл Василий Самарин, после чего стал переселять сюда крепостных крестьян из своих родовых имений в Тульской, Тверской и Ярославской губерниях (источник).
При этом купить все земли одному Самарину не хватало денег, и он пригласил в компаньоны князя генерал-майора Урусова. Южная, меньшая часть надела, отошла к Урусову, другая, большая, - Самарину (источник).
К 1859 году в селе насчитывалось 510 дворов и 3365 человек. Это было крупное торговое село. К 1889 году в Хворостянке за год проводилось три ярмарки. В Хворостянке имелось четыре маслобойки, одна водяная и 13 ветряных мельниц, 5 кузниц (источник).

После музея я немного прогулялся по селу, посмотрел на стоящую поблизости православную церковь:

-6

Она выглядит то ли заброшенной, то ли недостроенной: креста нет, двери исписаны вандалами, территория вокруг запущена. Какой-то информации про этот храм я найти не смог, везде пишут только про церковь Покрова Пресвятой Богородицы, также расположенную в селе, но до неё мы так и не доехали.

Идущая мимо церкви грунтовая дорога оказалась покрыта каким-то белым налётом:

-7

Затем я немного прошёлся по улице Чапаева, где увидел дом, украшенный старыми колпаками от колёс и прочим хламом, но сделано всё очень аккуратно и смотрится оригинально:

2. Липовка

Во второй половине дня мы должны были ехать на родник в честь Николая Чудотворца возле села Липовка, но местные сказали нам, что после нескольких дождливых дней подряд добраться туда можно только на танке. Чтобы не сидеть без дела, мы отправились к Падовскому карьеру, но так как он находится на территории Пестравского района, а я рассказываю про Хворостянский, выкладывать фото карьера я пока не буду. Вместо этого лучше покажу тот родник, к которому мы не поехали - я там успел побывать в прошлом году.

Обустройством территории вокруг родника занимается один из местных жителей, и поначалу он, видимо, делал всё под себя - тут есть не только открытая беседка со скамейками, но и более "приватная" баня с купелью. В целом получилось здорово, очень атмосферно, но, как по мне, тут не хватает какой-то изюминки - того, ради чего люди действительно захотят сюда приехать. Не ради беседки же и мини-водопада, как бы здорово они не смотрелись на фоне густого леса! Возможно, здесь бы пришлись к месту какие-нибудь скульптуры из естественных материалов - коряг, сплетённых ветвей... Пока же площадка вызывает ассоциации с очень красивой оправой - но без драгоценного камня внутри!

Вечером нас опять ждал вкусный ужин в Дубровке - а также замечательные виды этой деревушки!

На третий день экспедиции у нас было запланировано посещение двух старинных храмов, расположенных во Владимировке и Абашево.

3. Владимировка

Владимировка (бывшая Свинуха) была основана в 1791 году. Её главная достопримечательность, церковь в честь святого равноапостольного князя Владимира построена в 1844 году на средства помещика Фёдора Васильевича Самарина. После Революции храм был закрыт и приспособлен под зернохранилище, но в 1946 году здесь вновь возобновились службы. Кстати, здесь крестили и меня (моё родное Ольгино расположено всего в 20 км по прямой от Владимировки), но церковных книг той поры в храме не сохранилось.

Вот как выглядит храм внутри:

В блоге Нины Дюковой нашёл любопытную информацию про Самариных (первоисточником значится известный фотограф Виктор Пылявский):

Помещик села Владимировка Фёдор Васильевич Самарин - первый, кто построил школу для крестьянских детей в 1927 (вероятно, в 1827 - прим.авт.) году, а его сын Юрий Фёдорович сыграл одну из главных ролей в отмене крепостного права. С 1853 года он выступал за освобождение крестьян, за что был внесен в Список подозрительных лиц в Москве.
В Самаре Юрий Фёдорович пользовался большим уважением: своим авторитетом он сумел убедить всех помещиков Поволжья подписать прошение к Государю Александру II об освобождении крестьян от крепостной зависимости, что, по сути, было делом невозможным.
Кроме этого неординарного поступка, Самарины не раз в неурожайные годы спасали от голода многие деревни. Их благотворительность была мало кому понятна. В 1904 году они полностью отстроили после пожара село Спасское. Уже в те времена существовало предсказение, что, если будет разорён род Самариных, случится страшный голод, которого доселе не знали в этих краях.
Когда после революции начали разрушать усадьбу Самариных в Приволжье, никто не вспомнил ни о пророчестве, ни о том, кто ратовал за крестьянскую свободу и спасал от голодной смерти. Не вспоминали об этом до жуткого голода 1921 года, когда съедены были все жёлуди и крысы, а случаи людоедства уже никого не удивляли.
Род Самариных был практически уничтожен...

Неподалёку от храма сохранилась ещё одна дореволюционная постройка - бывшее Земское училище, открытое в 1914 году (сейчас здесь расположена почта):

Владимировка является родиной Героя Советского Союза Василия Мамистова, которому в селе установлен памятник, а одна из улиц названа в его честь. Также здесь родилась поэтесса Любовь Алексеевна Никонова.

Памятник Василию Мамистову во Владимировке
Памятник Василию Мамистову во Владимировке

После посещения Владимирской церкви пути нашей группы ненадолго разошлись: каждой машине было поручено проехать по одной из улиц села и поснимать интересные здания и объекты. Мне досталась улица В. Суркова (названа так в честь героя Советского Союза Василия Ивановича Суркова, родившегося во Владимировке 10 февраля 1925 года - источник):

Затем мы ненадолго заехали в ближайший лесок, чтобы взглянуть на долину реки Свинухи, притока Чагры:

Долина реки Свинухи где-то между Владимировкой и Дубровкой
Долина реки Свинухи где-то между Владимировкой и Дубровкой

4. Абашево

Ближе к вечеру участники экспедиции приехали в село Абашево. Оно было основано в 1776 году переселенцами из Пензенской губернии и изначально называлось Пензино. По поводу происхождения современного названия села единого мнения у историков нет, но, скорее всего, оно было перенесено из Пензенской губернии, где до сих пор существует своё Абашево. Во второй половине XV века землями, на которых оно сейчас располагается, владел татарский князь Адашев. Кроме того, в документах XVI—XVIII веков встречается мордовское мужское имя Адаш, которое тоже могло дать название селу.

Первая - деревянная - церковь Во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пензино/Абашево была построена в 1799 году на средства помещика Урусова, каменный же храм был возведён к 1867 году. Его отличительной особенностью является то, что под верхним большим помещением имеется нижнее, где тоже проводились (и проводятся) богослужения. Нижний престол освящён во имя святого Благоверного князя Александра Невского:

Более подробно историю храма вы можете прочитать здесь, я же покажу лишь ещё несколько его фотографий:

А это - фото 2023 года, когда храм ещё стоял в строительных лесах:

Ещё одной исторической достопримечательностью Абашево являются руины водяной мельницы графа Василия Пустошкина, одного из последних хозяев села. В 1890-м Абашево с прилегающими землями перешло к детям Пустошкина, которые владели селом до самой Революции (источник).

Собственно, возле этой мельницы мы и разбили свой палаточный лагерь перед заключительным этапом нашей краеведческой фото-экспедиции - сплаву по реке Чагре, но об этом - в следующий раз!

Река Чагра возле Абашево, фото из интернета)
Река Чагра возле Абашево, фото из интернета)