Хворостянский район - самая настоящая "глубинка" Самарской области: он расположен довольно далеко от города и здесь нет широко известных достопримечательностей или выдающихся природных красот, сравнимых с Жигулёвскими горами, Рачейским бором или Подвальскими террасами. Но зато какое поле деятельности для краеведа-любителя! При близком знакомстве с районом всплывают интересные истории (или же подлинные факты?) о странствующих паломниках, разрушенных усадьбах и старообрядческих храмах и даже о подземных ходах с сокровищами...
На прошлой неделе я принимал участие в краеведческой фото-экспедиции по Хворостянскому району Самарской области "Чагринские зори". Это первая из пяти поездок по южным районам нашего региона в рамках проекта "Серебро Самарской волны: 4 русских сезона", поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Я в этом проекте являюсь одним из наставников по фотографии для участников "серебряного" возраста (старше 50 лет), а также помогаю во время "походных" частей маршрута, ведь помимо автомобильных поездок по сёлам Хворостянского района нас ждал ещё и двухдневный сплав на катамаранах и байдарках по реке Чагре.
В своём отчёте о поездке я постараюсь не углубляться в бытовые подробности (они вряд ли будут кому-то интересны, кроме непосредственных участников), а расскажу о тех сёлах, которые мы посетили, и покажу, что интересного там увидели.
1. Посёлок Иерусалимский
Первой точкой нашего маршрута стал посёлок с "библейским" названием Иерусалимский, а до 1990-х годов - просто Иерусалим. Основан он был в XVIII веке, но почему получил такое необычное имя - официальные источники умалчивают. Есть только легенда, что когда-то здесь проходили паломники в Святую землю, да так им понравились эти места, что они решили тут поселиться.
Странно, что при таком происхождении и названии в посёлке нет своего храма, и сведений о том, что он когда-то существовал, я нигде не нашёл. Зато нашёл упоминание о барском доме с балюстрадой, высокими окнами и богатой лепниной - но уже при написании статьи, в самом же посёлке ничего похожего мы не увидели, а специально не искали.
Главной достопримечательностью Иерусалимского можно считать большой пруд на его окраине:
Говорят, что к началу 1990-х годов посёлок находился на грани исчезновения, так мало там осталось людей. Но затем здесь разместили переселенцев из Казахстана, которые теперь составляют бо́льшую часть населения. Всего же в Иерусалимском, по данным на 2010 год, проживает около 160 человек.
2. Село Романовка
Романовка была основана около 200 лет назад переселенцами из Орловской, Курской, Пензенской губерний. Сегодня здесь живёт около 650 человек (данные 2010 года). Скорее всего, когда-то здесь была церковь, да и сейчас в селе значится Храм Покрова Пресвятой Богородицы, но мы во время краткого визита сюда его не заметили.
В Романовке мы заехали в гости к местному умельцу, Землянкину Юрию Александровичу, который занимается и кузнечным делом, и резьбой по дереву, и много чем ещё. Он же объяснил нам ситуацию с церковью: оказывается, службы проходят прямо у него в доме!
Бо́льшую часть времени мы провели в доме у мастера, здесь же и пообедали, но я всё же успел немного пройтись и по самому селу. Мне показалось интересным, что на многих домах Романовки висят звёзды, обозначающие, что здесь живёт (или когда-то жил) участник Великой отечественной войны, а также эмалированные таблички с их именами.
Обратил внимание ещё на один любопытный дом, покрытый изображениями крестов:
По словам Юрия Александровича, раньше здесь жила женщина, которая от всех болезней лечилась молитвами. Судя по тому, что дом давно заброшен, лечилась она не очень успешно...
3. Елань
После Романовки пути участников нашей экспедиции ненадолго разошлись: часть машин отправилась к ЖД станции Чагра, где расположен огромный элеватор, а два экипажа во главе со мной - в село Елань, которое я могу отчасти считать своей исторической родиной: отсюда родом мой дедушка, Григанов Василий Михайлович, и я даже нашёл человека, который его помнит, Виктора Титова. Но всё-таки главной целью нашего визита в Елань был не поиск собственных корней, а знакомство с историей и достопримечательностями села.
В конце XVIII века земли в районе нынешней Елани принадлежали князю Александру Урусову, сыну Василия Алексеевича Урусова, руководителя Оренбургской экспедиции, сменившего на этом посту Василия Татищева. Считается, что само село возникло в 1796 году и первоначально называлось Урусово-Александровка или просто Александровка. Елань как второе название села упоминается с 1859 года. Слово это, скорее всего, происходит из тюркского языка, где имеет много сходных значений: поле, поляна, долина, пастбище, луг...
На деньги Александра Васильевича Урусова в Елани была выстроена сначала деревянная, а не позднее 1809 года - каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая сохранилась до наших дней, хотя и в полуразрушенном виде:
Архитектура храма довольно необычна: массивная квадратная колокольня и приземистое сильно вытянутое основное здание. Где-то читал, что подобная архитектура была характерна для старообрядческих храмов, так это или нет - не знаю, но раскольников в селе и его окрестностях действительно проживало много. В 1920-х годах церковь была закрыта, сначала в здании устроили клуб, а с 1930-х годов - зернохранилище.
Пишут, что подвалы этого храма были связаны подземным ходом с погребами барского дома, где были найдены иконы и многочисленные драгоценности. Под церковью действительно сохранилось небольшое подземелье, но никаких следов подземного хода, даже если он существовал, я не увидел:
А вот бывший барский дом неподалёку цел, сейчас он используется под детский сад:
Немного пробежавшись по Центральной улице села (она так и называется), я обратил внимание, что у многих домов есть веранды с похожей расстекловкой - то ли их когда-то делал один мастер, то ли просто жителям Елани почему-то полюбился именно этот узор:
Сегодняшним обитателям села тоже не чужда красота, кто-то украсил свой дом очень богатой ажурной резьбой и изображениями лошадей:
И ещё несколько снимков Елани, без какой-либо общей темы:
Хотя мы провели в Елани всего полчаса, мне это село запомнилось больше всего из тех, что мы посетили в первый день экспедиции. А вот второй половине нашей группы наверняка очень запомнилась станция Чагра, потому что там их остановила вооружённая охрана и устроила "допрос с пристрастием": кто такие, откуда, что и зачем снимают, есть ли разрешение... И в последующие дни правоохранительные органы неоднократно интересовались нашей деятельностью, хотя мы предварительно связывались с администрацией района и поставили их в известность о наших целях и маршруте.
К четырём часам дня мы наконец приехали в районный центр, Хворостянку, где разместились в гостинице под названием "Уют": позднесоветское двухэтажное здание из силикатного кирпича со спартанской обстановкой в номерах, давно требующих ремонта, но зато с очень удобными кроватями (по крайней мере, в моём номере). Ещё одним плюсом для меня стал отличный уровень сигнала у Билайна - такого я не встречал даже в городе! В общем, своих невеликих денег эта гостиница вполне сто́ит, особенно если вам нравится стиль 1990-х годов.
4. Дубровка
По Хворостянке мы в первый день (да и в последующие тоже) особо не ходили и не ездили, поэтому сейчас рассказывать про неё не буду, а сразу перейду к следующему населённому пункту, куда мы отправились на ужин. Это крошечная (около 50 человек) деревушка Дубровка, где расположена дача нашей руководительницы:
Здесь нас накормили вкуснейшими мантами и шурпой, после чего мы поползли (иначе и не скажешь...) в сторону родника под названием "Девятая пятница". По дороге немного поснимал домики в Дубровке и виды окрестных полей:
5. Родник "Девятая пятница"
Родник на окраине Дубровки известен с конца XIX века. С его появлением связана такая легенда (источник):
Местный пастух пас стадо и в полдень подогнал скот к реке на водопой. В воде, недалеко от берега, увидел плавающую икону. Как ни пытался пастух её достать — в руки икона не давалась. Тогда он побежал в село и рассказал обо всём народу. Тут же несколько человек вскочили на лошадей и помчались в соседнее село Владимировка, к священнику. Когда вместе с батюшкой вернулись к реке, на берегу уже собрался народ. Был отслужен молебен. Не успел батюшка закончить молитву, как на том месте, где люди молились, забил родник. После окончания молебна все подошли к реке. Икона плавала у берега, и батюшка смог без труда её поднять. Это был святой образ святой великомученицы Параскевы Пятницы. Тут же люди решили назвать источник в честь святой девы.
Тогда же на святом источнике была построена первая часовня. После Революция она была сломана, но люди продолжили ходить сюда за водой, которую считали целебной. В 1993 году родник был признан памятником природы регионального значения - места вокруг и впрямь очень красивые, независимо от того, верите ли в чудодейственную силу источника. В 2008 году родник освятили, была восстановлена часовня (в каком именно году - нигде не пишут, но мне кажется, что уже сильно после 2008 года).