В книге знаменитого винного эксперта Оза Кларка есть раздел с советами, которые сопровождают почти каждую главу. Думаю, что будет интересно рассмотреть эти рекомендации в коротком формате, а я буду оставлять свои комментарии по их актуальности и некоторым особенностям.
Хорошие и плохие винные магазины
Для конкретизации что есть плохой винный магазин приводится несколько пунктов:
- персонал носит униформу;
- бутылки стоят вертикально, на них падает солнечный свет;
- персонал навязчив и пытается продать вино подороже;
- продаются только известные вина;
- много пространства отведено под пиво, бакалею и сигареты.
Исходя из его критериев, хороших магазинов у нас очень мало. Стоит помнить, что Оз в первую очередь пытается показать мир вина как безграничное и бескрайнее пространство сортов и стилей. А сделать это через КиБ, где лишь 10-20% вин могут быть достойны внимания - почти невыполнимая задача. Особенно такие магазины грешат в вопросах хранения и транспортировки.
Если для вас выбор вина ещё непростое испытание, то от себя могу добавить, что хороший магазин, пусть и с большими ценами на бóльшую часть ассортимента, помогает свести риск покупки плохого вина к минимуму. Дорогое вино из супермаркета может быть никудышным и залежавшимся со склада, вам потребуется самому разобраться что к чему, прежде чем найти там что-то хорошее. Тогда как честный запрос кависту в винном бутике: “дайте мне что-то вкусное красное и сухое до 1000 рублей” - с бóльшей вероятностью попадёт в ваш запрос.
Остерегайтесь лишь болезней наших супермаркетов, которые не всегда умеют хранить вина. Я не раз видел одну и ту же гордо стоящую пыльную бутылку Moet & Chandon под солнечными лучами в течение года. Кому-то ведь “повезёт”.
Признаки хорошего магазина по Озу:
- квалифицированный персонал;
- прохлада и приглушенный свет;
- вам могут выбрать вина на небольшой бюджет;
- бывают дегустации;
- есть молодые и выдержанные вина.
На первое месте не случайно стоит квалифицированный персонал. Такие люди должны не просто посоветовать вино от которого не болит голова, а обязаны разбираться в сортах, странах, особенностях стилей и выдержки. Если в магазине есть такой персонал, то вероятнее всего остальные пункты также соблюдаются.
При этом, стоит отметить, специфика наших магазинов не касается последнего пункта. Да, в большинстве винных не всегда продавец что-то может сказать про вино, про свет и дегустации можно вообще молчать, однако же у нас даже в “пятёрочке” легко можно найти выдержанные шабли, риоху и т.п. Поэтому основная проблема нашего масс-маркета уже последние года 3-4 не в ассортименте, а в персонале и системе транспортировки и хранения.