Галерея искусства стран Западной Европы и Америки 19-20 вв. поразительна. Коллекция, собранная там, удивительна, как и история жизни ее создателя, коллекционера Сергея Щукина.
Его увлечение французской живописью было страстью. Он буквально влюблялся сначала в Моне, потом в Матисса, в Сезанна, Гогена, Пикассо. И не видел ничего, что происходило с женой, детьми, братьями.
Сергей Щукин в безумной гонке коллекционирования потерял почти всю свою семью.
К моменту, когда он закончил с собиранием окончательно, умерли все 5 братьев, первая жена и двое сыновей. Старший сын и младшая дочь изрядно потрепали ему нервы своими браками и скандальными разводами.
Но именно картины принесли ему известность и мировую славу. Его коллекция импрессионистов и постимпрессионистов - это бесценная жемчужина Пушкинского музея. Более 500 полотен, современная стоимость которых сногшибательна. Называют цифры 4,5 млрд долл., но это не точно.
Для примера, условно сравнимая картина из цикла Стога Моне была продана за 110 млн долл., картина Гогена таитянского периода (Когда свадьба?) - не менее чем за 210 млн.
Но чем же он на самом деле заплатил за полотна.
Предисловие
Коллекция Пушкинского музея составлена из двух больших собраний, которые принадлежали Сергею Щукину и Ивану Морозову, представителям богатых московских купеческих семей, первых ценителей французской живописи начала 19 века.
Причем собрания сначала объединили, потом поделили между ГМИИ и Эрмитажем.
Собрания этих двух коллекционеров были национализированы в 1918 году, сначала оставались в щукинском и в морозовском особняках соответственно. А в 1922 году были объединены в Музей нового западного искусства.
Существование и смерть этого музея - совершенно отдельная драматическая история. Советская власть видела в экспонатах музея "формализм и низкопоклонство перед Западом".
В конечном итоге 6 марта 1948 года Сталин подписал постановление о ликвидации музея, передаче ценных предметов искусства ГМИИ Пушкина и фактической ликвидации остального.
Последующая 10- дневная борьба ГМИИ, Эрмитажа с одной стороны и Министерства культуры и Академии художеств в лице Александра Герасимова закончилась спасением картин и разделом коллекций между ГМИИ и Эрмитажем. Академия художеств следила за тем, чтобы в Москве не осталось ничего, что способствовало бы распространению в советском искусстве чуждых буржуазных, формалистических взглядов, поэтому всю рискованную тематику типа кубизма забрали ленинградцы, тем самым сохранив картинам жизнь.
Герасимова, главного художника соцреализма, кмк, навсегда невзлюбили все искусствоведы, старые и новые. Наталия Семенова (искусствовед, изучавший историю русского коллекционирования) в своих книгах пишет, что Герасимов ненавидел музей нового западного искусства физически, "сделавшись хозяином морозовского кабинета Герасимов грозился повесить того, кто осмелится выставить Пикассо".
Картины лежали в запасниках, не экспонировались. Но времена меняются.
И вот в разгар хрущевской оттепели в 1956 году в музее на Волхонке прошла выставка французской живописи 19 века, где советскому зрителю впервые показали произведения импрессионистов и пост импрессионистов. Потом осенью 1956г. Пушкинский музей устроил выставку Пикассо. "Около каждой картины разгорались споры. Стариков шокировал "сплошной кубизм". Молодежь рвалась к новому".
Сейчас уже сложно кого-то шокировать кубизмом. Мошонкой, прибитой к Красной площади, то уже никого не удивишь, где там импрессионистам. Смотришь на картины Моне, Сезанна, как на старых знакомых, с радостью.
Но когда Серей Щукин привез эти картины в Москву, а он собирал свою коллекцию с 1898 по 1914 г., это было сенсацией.
Но я хочу сказать не столько о его коллекции, сколько о самом Сергее Щукине, потому что его жизнестойкость, уверенность в себе и подход к собиранию коллекции поражают.
История жизни Сергея Щукина не менее драматична, чем судьба его коллекции.
В семье фабриканта-купца Ивана Щукина было 4 сына. Передавать дело купец планировал старшему Николаю или Петру, но никак не второму сыну Сергею. Из-за заикания и болезненности Сергей не получил такого блестящего образования в Выборге, Петербурге, Дрездене, как братья, а учился дома с сестрами.
Однако, именно Сергей станет самым успешным из всех братьев.
За счет своей силы воли и удивительной настойчивости Сережа стал себя "перекраивать" - закалялся, спал с открытым окном круглый год, ограничивал себя в еде. Отец повез Сергея в Германию, лечить от заикания в клинике, там Сергей не только стал лучше говорить и перестал зацикливаться на своем дефекте. Но еще он поверил в свои силы и поступил в Коммерческую академию в городе Гера (Тюрингия - восточная Германия).
Дальше он не только станет компаньоном в торговом доме, учрежденном отцом, он возглавит фирму "И.В.Щукин с Сыновьями" после кончины отца и сделает ее первой среди российских скупщиков хлопчатобумажных и шерстяных товаров. Обойдя при этом старшего брата Николая.
Женой Сергея стала 19-летняя Лидия Коренева, которая была сначала невестой брата Петра. Лидия родила Сергею 4-х детей. У остальных братьев детей не было.
Но какой целеустремленный характер. К своим 44 годам достиг успеха во всем.
И тут начинается новый этап его жизни, который с одной стороны его прославил, с другой стороны, кмк, стал черной полосой в его жизни. Сергей решил стать коллекционером.
Импрессионистами заинтересовал его брат - Иван, у которого уже было небольшое собрание. В 1898 Сергей приобрёл в галерее Дюран-Рюэля в Париже свою первую картину, это был Клод Моне «Скалы в Бель-Иль».
К 1904 году в коллекции импрессионистов Сергея Щукина порядка 50 работ, все висели на стенах дворца- дома. Сергей Иванович был чрезмерно увлечен коллекцией, дважды в год ездил на художественные выставки.
Он полон планов по расширению собрания. Но все в мире ломается, и в личной жизни Сергея Щукина наступает черная полоса.
В 1904 году началась русско-японская война, в 1905 году в России - первая революция, рабочие бастуют, заводы встали. Щукин фантастически способный предприниматель, его бизнесу ничего не угрожает. Торговый дом "Щукин с Сыновьями" зарезервировал запасы текстиля по всей империи за собой, скупив весь товар. Денежные средства выведены за границу тоже, пути отъезда из России им просчитаны.
Как только в Москве в 1905 году становится неспокойно, семья уезжает в путешествие в Египет, Италию. Кроме сына Сергея, 17-летний юноша пропал в Москве.
Все - и Лидия, и Сергей, и дети в путешествии подавлены.
Через несколько месяцев семья узнает о смерти младшего из сыновей, Сергей утонул в Москве-реке. Было возбуждено дело, но в в городе упорно ходили слухи о самоубийстве, о расплате за коммерческую спекуляцию Щукина на текстиле, сплетни, как заведено.
Это первая из ужасных потерь Сергея Щукина, но не последняя.
После похорон Щукины снова уехали: Лидия с сыном Гришей и дочерью Катей в Италию, а Сергей - в Германию, для поисков университета для сына Вани.
С изумлением Лидия узнала, что Сергей, который не покупал картин полтора года, прервал поиски университета и вместе с Ваней уехал из Германии в Париж на художественный Салон. Там Щукин увидел картину Матисса "Радость жизни". Картина так запала ему, что он в мае 1906 года идет в мастерскую Матисса, чтобы лично познакомиться с художником. И это знакомство - новый этап в собирательстве для Щукина, и новые возможности в жизни Матисса.
В 1906 году Щукин купил лучших своих Гогенов, Сезанна и Ван Гога. Теперь Москва увидит постимпрессионистов, которых привез гений-Щукин.
Но не прошло и пары месяцев, как скоропостижно умерла жена Лидия. Щукин разбит горем, он напишет завещание, по которому отдает свое собрание картин Третьяковской галерее. В этом стремительном решении как будто он просит прощение у жены за свою страстную любовь к своей коллекции. Ну или мне так кажется. Но очевидно, что жена не была его единомышленником в собирании картин: она занималась домом, детьми, один из которых (Гриша) был тяжело болен. Одобряла ли она траты Щукина на художников? Увешенные стены их дворца? Постоянные поездки в Париж? Таких сведений нет.
А решение о передаче коллекции в собственность Москвы- есть.
Отказ от покупок картин в ближайший год - есть.
Как и поездка в Синайскую пустыню в монастырь св. Екатерины, а потом дорога в Иерусалим. Бедуины, верблюды, сложнейший переход по песку, палатки - все ради того, чтобы начать новую жизнь.
"Настроение вечером у меня было очень тяжелое. Вспомнил подробности ухода Сергея. Все поиски его. Какие ужасные и тяжелые минуты, часы, дни пришлось пережить мне и моей Лидочке! Как я ищу забвения и как оно, напротив, бежит от меня. Здесь на чужбине все рисуется ярче и живее. Моя цель все забыть, жить новой жизнью. А монастырь и пустыня, напротив, все старое взволновали с новой силой.
Все успокоившееся снова взволновалось. Нет, верно, это не есть место душевного покоя. Нужно искать его иначе. А как хорошо бы забыть все пережитое и начать жить с новыми победами, с новыми мечтами. Я теперь смотрю все время назад. Живу воспоминаниями утраченного счастья".
Не успел Сергей вернуться в Москву, как в январе 1908 г. пришло известие из Парижа о самоубийстве брата- Ивана. Замученный долгами собиратель древностей не выдержал жизни, отравился.
Похоронами занимался брат Петр и сын Сергея - Гриша.
Иван Щукин жил в 1895 года в Париже, основал художественный кружок. Преподавал, но в основном жил на дивиденды от российского бизнеса братьев. Впрочем небольшие. Сгубило его коллекционирование и посредничество в сомнительных сделках по купле-продаже картин.
Из-за участия в продаже подделок сформировались долги. Продажа собственной коллекции, не приносит значительной прибыли.
"Ведь я знаю, что с ним проделывали. Сделают копию Веласкеса, привезут в какую-нибудь испанскую деревушку или горный монастырь, подкупят священника или приора и дают знать Щукину, что де, мол, нашли подлинного Веласкеса, можно купить его недорого, подменив его копией" - М.Ковалевский.
Ни на коллекцию, ни на известную библиотеку Ивана Щукины требований не заявили. Но и обязательства по уплате долгов на себя не приняли соответственно.
Опять пошли слухи, что Сергей Щукин отказал в помощи брату, решив проучить его из-за безрассудного финансового поведения, а тот и покончил с собой. Но некоторые спирали невозможно раскрутить, видимо так произошло и с Иваном Ивановичем Щукиным.
Через год после смерти жены Сергей Щукин кажется приходит в себя. Снова покупает картины, первый этаж дворца целиком отдал под художественную галерею, где проводит лично экскурсии сначала раз в неделю, потом два раза.
Он увлечен Матиссом, заказал два панно для декорирования особняка, Пикассо.
Он даже влюбился, в жену композитора Скрябина, Веру. Формально она была не в разводе, но Скрябин давно оставил ее ради своей ученицы. Однако Щукину Вера отказала.
Зато ее подруга, жена Льва Конюса, оказалась для Щукина спасением. У них начался роман, который, конечно, не афишировали, все таки замужняя женщина с детьми. Но Щукин счастлив.
Кажется, все налаживается.
И вот 1910 приносит очередной удар. Умер 21-летний сын Гриша, снова самоубийство. Шли слухи о каком- то кровавом любовном треугольнике, где все поперестрелялись. Отец был в это время в Париже.
Следом умер старший брат Николай от тяжелой болезни. Он тоже был собиратель: серебро, гравюры, живопись старых мастеров. Но коллекцию свою распродал, требовались средства на лечение.
Одновременно, начинаются разводы сына Ивана и дочери Кати, что ударило по репутации Щукина и нанесло финансовый урон.
"В последнее время различные события в моей семье (два развода - сына и дочери) сопровождались такими чрезмерными материальными жертвами, что я должен был приостановить выполнение даже таких культурных задач, которые были намечены мною раньше."
Осенью 1912 году умер брат Петр, единомышленник и соратник, который создал свой музей российских древностей в доме на Малой Грузинской и передал его Москве, дополнительно выделив средства на его содержание.
С началом Первой Мировой войны 1914 года возможности приобретать картины во Франции не стало. Фактически закончилось собирание коллекции Щукина.
Потом наступил 1918 год и семья уехала из России: Сергей с новой женой Надеждой и дочерью Ириной, сын Иван, дочь Екатерина.
Разорвалась физическая связь с картинами, которые так долго составляли смысл жизни Щукина. Он прожил до 1936 года во Франции с женой и дочерью, в покое. Матисс будет очень разочарован, но бывший русский покровитель более не покупал его картин, и даже избегал встреч. Былого богатства, связей и могущества у Щукина не было.
Во всей этой истории удивительная прозорливость и художественный вкус коллекционера-Щукина.
В его коллекции Ренуар (три), Дега (пять), Моне (тринадцать), Сезанн (восемь картин), Гоген (шестнадцать), Ван Гог (четыре) и Матисс - 37 картин, Пикассо - 51 картина!
И это было собрание частного коллекционера. Какой музей сейчас обладает сравнимой коллекцией? Что вообще подвинуло его на приобретение картин нового стиля в искусстве, не похожего на работы классиков живописи?
"Коллекционеру нужен "глаз". А у всех братьев Щукиных был "нюх". Мы посмотрим на любой рисунок, картину, художественную вещь и не можем сразу определить, но чувствуем - настораживаемся. У меня (Дмитрий Щукин) это чувство развито к старому искусству, у брата Сергея на новизну, у Петра на древности".
Сергей Щукин определил свой принцип собирательства так - появление дрожи от волнения, когда смотришь на произведение. Внутренняя эмоциональная дрожь от картины. Потом наступает вторая фаза взаимоотношения с картиной: "С картиной жить надо, чтоб понять ее. Год надо жить, по меньшей мере. У меня самого бывает: иного художника несколько лет не признаешь. Потом открываются глаза. Нужно вжиться. Очень часто картина с первого раза не нравится, отталкивает. Но проходит месяц, два-ее невольно вспоминаешь, смотришь еще и еще. И она раскрывается. Поймешь и полюбишь..."
Встретила такую интересную версию: Щукин, много лет работая с тканями, в том числе, восточными из Индии, Китая, приобрел особую насмотренность и вкус к ярким краскам и сочетаниям.
Может быть это тоже оказало влияние на выбор Щукина, искусствоведам виднее.
Сложно понять, что им двигало при выборе картин.
Панно Матисса Танец и Музыка, которые купил Щукин, возмутили как Париж, так и Москву. Бенуа назвал покупку этих панно щукинским подвигом. Матисс скажет: "Требовалась смелость написать панно, но требовалась и отвага купить их".
Такую же битву Щукин вел и за Пикассо, которого вообще долго не решался показывать.
"Она (картина Дама с веером) враждовала со всеми и вносила резкий диссонанс во все собрание. Я понимал, что в моей галерее ее не с кем вешать рядом.
Наконец я повесил ее недалеко от входной двери, в полутемном коридоре, в котором никаких картин более не было. По этому темному коридору мне каждый день приходилось проходить в столовую к обеду... Прошел приблизительно месяц, и я стал осознавать, что, не взглянув на картину, чувствую себя за обедом не по себе...
И вот в один день я ужаснулся. Я почувствовал в картине, несмотря на то, что она была бессюжетная, железный стержень, твердость, силу... Я ужаснулся, так как все остальные картины моей галереи стали мне казаться без стержня, точно сделанными из воды, и что самое страшное, мне не хотелось больше видеть их, они стали для меня неинтересны и бессмысленны. Мне стало с ними скучно.
Я купил вторую картину Пикассо. Я уже чувствовал, что не могу без него жить. Я купил еще... Он овладел мной окончательно..."
В конце концов существенно то, что галерея Щукина, сформированная его личными вкусами оказала влияние на судьбу всей русской живописи.
У русских художников появилась уникальная возможность получать информацию обо всех новых явлениях в искусстве непосредственно в России, в самый момент их появления.
Концентрация радикального французского искусства в Москве привела к формированию ряда художественных течений (кубофутуризм, неопримитивизм) и объединений.
В ГМИИ невозможно увидеть полное собрание Щукина - коллекция, во0первых, разделена между Москвой и Питером, во-вторых совершенно другая развеска картин. В особняке Щукина был уникальный подход, собирателя и коллекционера. Но музей устроен иначе, здесь другая логика.
Кстати ГМИИ в 2019 году сделал чудесную выставку, посвященную братьям Щукиным. И вот там как раз картины Серея Щукины были размещены по залам Моне, Гогена, Матисса, Пикассо, Руссо. Матиссовский Танец висел отдельно, как задумывал сам Щукин.
И, небольшой анонс. В ГМИИ с октября 2024 по февраль 2025 пройдет выставка "Неизвестный Щукин" в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
ГМИИ провел исследование и реконструировал полностью собрание Щукина, которое после национализации было поделено между всеми крупными музеями страны в разных городах, таких как Москва, Питер, Астрахань, Якутск, Махачкала, др.
Проект объединяет предметы, ранее входившие в одну коллекцию Сергея Щукина, помимо нового европейского искусства, т.е. речь будет идти о Древнем Египте, Китае, Японии, плюс наследие русской усадебной (фарфор) и религиозной (иконы) культуры 17-19 вв.
Мне кажется, это будет очень интересно.