В моем институтском дипломе в графе квалификация указано "Учитель". Мне давали и проверяли знания по спец. предметам. Я сдавала гос. экзамены, готовила и защищала дипломную работу.
Но, ни разу в ВУЗе не рассказали о том, что учитель в школе еще выполняет массу дополнительных работ. Различных по содержанию и умениям.
Не сказали и не говорят и сейчас, иначе вместе с дипломом учителя пришлось бы выдавать еще документы с разрядами)). Например:
1. "Корочки" маляра-штукатура. В довольно еще большом количестве школ учителя белят, красят, шкурят стены и потолки учебного кабинета, в котором они (и не только они) работают. Можно не делать, но в таком и будешь "жить" весь год.
2. "Корочки" отделочника. Какое счастье было, когда на пол в классе "кинули" линолеум. Ну, и пусть стелить его пришлось с собственным мужем, который видел эту твою школу в...!)) Это ж не катать пол краской каждый год во время своего отпуска! Когда выходишь после этой работы и тошнит тебя и качает от угара. Площадь кабинета то не маленькая. Теперь только мелкие работы по латанию дыр в покрытии.
3. "Корочки" младшего следователя. Интриги, заговоры, кто кого из детей побил или только хотел, чьи родители пришли на разборку, в каком состоянии? Кто, кому и чем угрожал? Отследить все моменты, сопоставить и сделать выводы. Доложить руководству.
4. Курьер. "Корочек" не дают, но делать придется. Доставка справок, запросов, заявлений, дневников, паролей и т.д. разным сторонам.
5. "Корочки" аниматора. Да, теперь на него учат! Добрая фея, злая волшебница, ведущая праздника, подборщик музыки на мероприятие, организатор поздравлений с днями рождения и др.
6. "Корочки" няни. Знать поел ли их ребенок, как и что, в чем пришел, как найти его шапку, в каком кабинете могут быть его кроссовки. Купить тетради и ручки вечно их забывающим и теряющим, всегда иметь в наличии туалетную бумагу и бумажные носовые платки.
7. " Корочки" дипломата-международника. Знать разные языки мигрантов. Выучить имена иностранцев и не вздумать их путать. Понимать плохо говорящих по-русски родителей, уметь быстро догадаться по интонации, что означают их слова. Поддерживать взаимоуважение и толерантность в классе.
8. "Корочки" клинического психолога взрослого и детского. Чувствовать настрой учеников и их родителей уже на пороге школы или с первых звуков общения по телефону. Уметь развеивать страхи, внушать уверенность, сочувствовать переживаниям, уговаривать и убеждать.
9. "Корочки" секретаря. Заполнять 100500 бумаг важных и неважных. Соблюдать порядок в ведении документов. Четко помнить, кто, когда из учеников класса родился, какого веса и роста, какое слово сказал первым.
10. Молчаливый "козел отпущения" (учат в процессе работы, но "корочек" не дают)). Всегда помнить, что во всем происходящем будешь виноват только ты, так как - "не бдил", "не смотрел", "не помог", "не сумел", "не предугадал", "не обратил внимания" и др. Что ты там, учителишка, блеешь в свое оправдание? Ты виноват уже в том, что виноват!
Самое интересное - пункты 3-10 касаются в бОльшей степени тех учителей, у кого классное руководство. Таких у нас в школе 95 процентов. 5 процентов "счастливчиков" не берут классы под угрозой увольнения или они сами как... "представители внеземной цивилизации".
Так что, общество, это нас жизнь школьная такими сделала! А так-то мы по диплому учить должны!