Только 55 процентов выпускников по педагогическим специальностям республиканских вузов, обучавшихся на бюджетной основе, трудоустраиваются по специальности.
В Татарстане в новом учебном году впервые за парты сядут 53 тысячи 223 первоклассника (по Казани – 20 тысяч 482). Это более чем на 3,5 тысячи человек меньше, чем в прошлом году. Однако по общему количеству школьников цифра превышает прошлогодние показатели примерно на 5 тысяч учеников. Всего обучающихся на данный момент 516 тысяч 783 (по Казани – 182 тысячи 778). Об этом «Вечерней Казани» рассказали в республиканском министерстве образования и науки.
Ранее ведомство сообщало, что к 1 сентября 2024 года в республике откроют свои двери 8 новых школ на 8590 мест. Кроме того, планируется построить три дополнительных корпуса на 1245 мест к существующим общеобразовательным учреждениям. Одним из таких стала пристройка на 717 человек к лицею «Алгоритм» в деревне Куюки под Казанью. Предполагалось, что ее отдадут начальной школе. Однако только для будущих первоклассников 2024 года пришлось создать 13 классов. Еле уместились.
Татарстан уже несколько лет лидирует среди российских регионов по количеству строящихся ежегодно школ. Республика занимает четвертое место в России по числу прибывающих иностранных граждан, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Показатель внутренней миграции также очень высок. Такая ситуация вынуждает создавать социальную инфраструктуру. Более-менее получается. Хотя загрузка классов под 40 учеников — уже норма. Многие просто не говорят по-русски.
— Каждый день как на расстрел. Ошибки детей — одно дело, на то и нужна школа. Но как я пойму, что ребенку плохо по здоровью и просто обижают, причину? Как он меня поймет, я ведь не говорю по-узбекски, а он ни по-русски, ни по-татарски? — пожаловалась педагог начальных классов лицея в Куюках.
Кадры решают, но где их взять
— В вузах республики по педагогическим направлениям подготовки обучается более 17 тысяч студентов. Ежегодный выпуск по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры составляет порядка 3 тысяч человек, из них 50 процентов по очной форме обучения. Значительное количество выпускников педагогических специальностей в образовательные организации не трудоустраивается. Только 55 процентов выпускников педагогических специальностей вузов, обучавшихся на бюджетной основе, трудоустраиваются по специальности. У целевиков эта цифра составляет 90 процентов, — проинформировали в Минобре.
При этом среди выпускников педагогических колледжей процент трудоустройства выше и составляет 85 процентов. На данный момент в республике функционирует 6 педагогических колледжей. Ежегодный выпуск из них составляет более 1000 человек.
— Но надо учитывать, что готовят они в основном учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных организаций, — уточнили в ведомстве.
Сложившаяся ситуация такова, что в школы привлекаются студенты последних курсов вузов. С 1 сентября 2023 года студентам выпускных курсов педагогических колледжей тоже разрешено работать в образовательных учреждениях. Так, по данным Минобра, в 2023 году работало более 800 студентов, в 2022 году — около 500. Проблема дефицита кадрового обеспечения школ, расположенных в сельской местности и малых городах республики, частично решается посредством реализации федеральной программы «Земский учитель».
— Очень много «бумажек». Их заполнение съедает две трети учебного процесса. Еще и на дом приходится брать эти «бумажки» в нагрузку к тетрадям. Даже если и хочешь детям дать больше, то физически просто не можешь. Выпускники сбегают сразу. Остаются зрелые педагоги, которым еще на этапе обучения в свое время заложили определенные принципы — ответственность прежде всего. Сейчас выпускники приходят зарабатывать, не работать. Чувствуете разницу? На детей им плевать! Ребенок подходит в слезах, а учительница ей: «Мой рабочий день закончен. И не смей мне писать в ватсап»! Разве так можно? С изучением английского — тема отдельная. При сложившейся ситуации в образовательной системе без помощи извне, просто на уроках, его не изучить, даже если ребенок от природы обладает хорошими данными. Учебный процесс так выстроен. Старые учителя ругаются, пытаются что-то придумать, как-то выкрутиться, поднимают свои наработки, стараются их встроить… меняют порядок тем в учебниках, потому что логически детям проще воспринимать информацию. Но это те, кто еще не устал… Получается с переменным успехом и не у всех, — поделилась своим мнением казанский педагог с 33-летним стажем, попросившая не называть ее имени.
Быть человеком
Она добавила, что многие ее коллеги ушли работать в частные школы — этот «тренд будет только развиваться», в онлайн-школы и попросту репетиторствовать, так как «начинаешь заниматься делом, а не бумажной ерундой. Видишь результаты детей, результаты своей работы, получаешь благодарности и чувствуешь себя человеком». Сама педагог планирует довести своих пятиклассников до экзаменов в 9-м и вплотную заняться собственным образовательным проектом, на который пока не хватает времени.
— Из-за демографического бума и динамичного прироста школьников в Казани нужно утверждать в казанское образование боле 400 новых педагогов ежегодно. Их надо найти, надо адаптировать к современным требованиям, удержать в системе образования, несмотря на всю сложность педагогического труда, — рассказывал мэр татарстанской столицы Ильсур Метшин на I деловом форуме «Кадры снова решают все», который прошел в Казани в прошлом ноябре. Градоначальник добавил, что еще более сложная задача — это подготовка руководителей для системы образования, потому что «хороший учитель совсем необязательно становится хорошим директором школы».
По словам Метшина, за 5 лет из других субъектов в Казань переехали на постоянное место жительства 1300 педагогов. Это чуть более половины от потребностей города в учителях. Для решения проблемы дефицита кадров управление образования запустило работу собственного рекрутингового центра. Но учителей по-прежнему не хватает.
Автор материала: Галия Шакирова