Найти в Дзене
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Кто отбил нос Великому Сфинксу на самом деле

Оглавление

Великий Сфинкс в Гизе дошел до нашего времени без носа. Сфинкс возвели 4500 лет назад с лицом фараона Хефрена, которому посвящена в том числе вторая по величине пирамида Гизы - Пирамида Хефрена. Но как так получилось, что у Великого Сфинкса отсутствует нос? Для ответа на этот вопрос придумано много историй.

Наполеон напроказничал?

Массовый интерес европейцев к древностям Египта начался с кампании Наполеона Бонапарта. Она заложила основания для современной египтологии. Великий полководец вошел с войском в страну песков и тайн в 1798 году для борьбы с Османской и Британской империями. Результат оказался провальным, но французы успели вывести из Египта множество древнеегипетских артефактов, благодаря чему в Лувре появился специальный отдел по египетским древностям.

В самом Египте французы создали исследовательский институт, а спустя пару десятилетий французский исследователь Жан-Франсуа Шампольон стал основателем современной египтологии, расшифровав египетские иероглифы на Розеттском камне.

Наполеон был заинтересован в открытии институтов по изучению истории Египта, также он повлиял на развитие Лувра, одного из крупнейших музеев в мире. Мог ли он при таком отношении к древностям выстрелить из пушек в Сфинкса и по пирамидам, как это показано в фильме Ридли Скотта? Сомнительно. Тем более это неправда.

"Наполеон перед Сфинксом", Жан-Леон Жером, 1886 год
"Наполеон перед Сфинксом", Жан-Леон Жером, 1886 год

Свидетельства об отсутствии носа у Сфинкса на много веков старше египетской кампании Наполеона. На рисунках европейских путешественников 18 века часто фигурирует Сфинкс с носом, однако авторы этих рисунков не стремились изобразить Сфинкса реалистично. Единственный достойный образец оставил датский исследователь Фредерик Норден, нарисовав реалистичный образ Сфинкса в 1737 году (Наполеон родился в 1769 году).

Сравнение рисунка Фредерика Нордена и современной фотографии Сфинкса
Сравнение рисунка Фредерика Нордена и современной фотографии Сфинкса

Кто же отбил нос Сфинкса, если не Наполеон?

Во многих древних текстах греко-римских авторов свидетельства о Сфинксе отсутствуют, что странно. Возможно, великие пирамиды в те времена затмевали впечатления от менее величественных построек, либо Сфинкс грелся в тонне песка, поэтому его не замечали. Лишь в 1 веке н.э. Плиний Старший в "Естественной истории" упоминает Сфинкса как туристическую достопримечательность, которую освободили от песка. Но про отсутствие носа он не упоминал.

В 4 веке святой император Феодосий запретил языческие культы, началась насильственная христианизация Египта. Христиане закрывали египетские храмы, разрушали статуи, отбивали барельефы и фрески, использовали стелы для строительства церквей и монастырей. Через несколько веков христиан сменили мусульмане, которые похожим образом обращались с древнеегипетским наследием.

Для примера, ниже фотография Храма Исиды в Филах. Храм был преобразован в христианскую церковь в 5 веке. Христиане отбили правую руку богини Исиды, на месте головы сделали коптский крест.

-4

Однако Сфинксу повезло, потому что он располагается на краю пустыни, в то время как христиане и мусульмане в основном процветали в городах. Поэтому в окрестностях Гизы осталось мало свидетельств христианского влияния. С другой стороны, мусульман привлекали великие пирамиды. В Средние века их использовали в качестве ресурса для строительства зданий в Каире.

В период исламского владычества вокруг Сфинкса возникло множество легенд. Арабские мыслители описывали голову Сфинкса, которая выглядывает из песка. Среди коптов существовали поверья о Сфинксе - они называли его "Белхаиб", что означает "отец ужаса". Арабы преобразовали этот термин в "Абу аль-хаул".

Сфинкс внушал страх людям, которые не знали культуры древних египтян. Пустыня для арабов полна мистических существ, таких как джинны и гули, поэтому закономерно, что многие боялись Сфинкса. Однако мусульманский египтолог 13 века Абдул-Латиф аль-Багдади восхищался красотой Сфинкса. Мусульманский историк Ибн-Дукмак (14 век) писал, что Сфинкс - это талисман, удерживающий берега Нила.

Раскопки Сфинкса, 1880-е.
Раскопки Сфинкса, 1880-е.

Мусульманский географ 12 века Мухаммед аль-Идриси утверждал, что некоторые арабы, которые стремились занять высокий пост у султана, приносили Сфинксу благовония. Возможно, так возникла легенда, что именно во времена Мамлюкского султаната Сфинкс был поврежден. Согласно легенде, во время очередного поклонения Сфинксу суфийский шейх Сайем Аль-Дахр был так разгневан, что подошел к монументу и повредил ему лицо. После этого в октябре 1365 года Александрию разграбил иерусалимский и кипрский король-крестоносец Петр Лузиньян. Аль-Мануфи описывает это событие как возмездие за осквернение Сфинкса. Далее Аль-Мануфи говорит, что древние памятники нельзя трогать, следуя примеру сподвижников пророка Мухаммеда.

Археолог Марк Ланер говорит о явных следах повреждений орудиями неопределенной эпохи между 3 и 10 веками. В этот период Сфинкс также пользовался популярностью среди некоторых мусульманских правителей Египта. Исламские источники сообщают, что к Сфинксу любил приходить Ахмад ибн Тулун, правивший в 9 веке.

Таким образом, у историков нет достаточных сведений о виновнике вандализма в отношении Сфинкса. Можно лишь сказать, что Наполеон точно не был виновен в повреждении носа. Скорее всего дело не в естественных причинах (обветривание). Возможно, кто-то из представителей иконоборческой среды христиан или мусульман так возненавидел Сфинкса, что решил посмеяться над ним, показав превосходство своего бога над языческими богами. Но кто именно это сделал - неясно.

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.