Найти тему
Петербургский Дюма

О ГОВОРЯЩИХ ФАМИЛИЯХ

Гоголь их любил...
...а
Бунин возмущался:

Гоголь, конечно, гениальный писатель. Смешно это отрицать, но разрешите мне его не очень любить. [...] Где он мог выкопать этакие мертворождённые фамилии, как Яичница, Земляника, Подколесин, Держиморда, Бородавка, Козопуп? Ведь это для галёрки — это даже не смешно, это просто дурной тон. Даже в фамилии «Хлестаков» есть какая-то неприятная надуманность, что-то шокирующее. Да и Антон Павлович со своим Симеоновым-Пищиком, несмотря на весь свой вкус, сел в калошу.

То есть Чехову между делом тоже досталось.
В таком случае надо было пнуть
Грибоедова за полковника Скалозуба, Фонвизина за господ Простаковых, Скотинина, Стародума, Цифиркина, Вральмана — и казнить Салтыкова (Щедрина) за бесконечных Угрюм-Бурчеевых, Рукосуй-Пошехонских, Оболдуй-Таракановых, Негодяевых, Грустиловых, Живодёровых, Кровопийцевых, Паскудниковых и так далее.

Но фамилии литературных персонажей появляются по воле автора. В реальной жизни — особенно в социальных сетях — многие норовят блеснуть оригинальностью и выдумывают себе заковыристые клички...
...хотя и о настоящие имена-фамилии нет-нет, а споткнёшься.
Скажем, авторы хорошей книги "Из жизни Петербурга 1890-1910 годов" носят выдающиеся фамилии
Засосов и Пызин. В паре они производят особенно сильное впечатление. Дело Засосова-Пызина успешно продолжает носитель замечательного сочетания имени с фамилией Альбин Конечный.

Это ни в коем случае не к тому, чтобы кого-то обидеть.
Существует целый раздел языкознания, изучающий любые имена собственные, —
ономастика.
Писатели-классики использовали ономастический трюк, давая своим персонажам говорящие фамилии. Читатель запинается об интеллектуальную кочку и подсознательно прибавляет смысл, заложенный в именах собственных, к смыслу произведения. Эффект от прочитанного усиливается. А в случае с историей Петербурга фамилии краеведов Засосова, Пызина и Конечного благодаря работе подсознания могут увести в сторону от смысла книги. В этом случае эффект снизится.
Речь о стереотипах восприятия. Книга "Сызрань" Пызина воспринимается адекватно, томик "Петербург" Засосова — не совсем.

Как не запнуться и не позубоскалить над сообщением в новостях:

"Петербургские художники Виктор Забуга и Эрик Железкер перевоплотились в бездомных и одну неделю августа прожили на улице, отказавшись от всех бытовых удобств, чтобы получить необычные впечатления и заряд для творчества, сделать неожиданные открытия и переосмыслить свою жизнь.
Воплощая главную идею — изучить социальное дно, авторы проекта так его и назвали: «На дне». И именно здесь они узнали, что проще прожить без денег, чем без доброты, любви и внутренней свободы".

Не так давно заметка о том, как внутренне свободные и полные любви Забуга и Железкер переосмыслили свою жизнь, была бы опубликована в рубрике "С жиру бесятся" или "Их нравы". И кабы не затейливые фамилии участников, акция вряд ли привлекла бы внимание.

-2
"Экипаж командира группы "Стрижи" полковника Дятла катапультировался из-за того, что в двигатель самолёта попала чайка".

Эта новость вызывает невольную улыбку, хотя ничего весёлого в ней нет...
...зато можно от души повеселиться, когда белорусская актриса по фамилии Ягодка берёт фамилию мужа
Молочко, или москвичка по фамилии Олифант после свадьбы носит фамилию Хобот.

Ономастические игры приводят на память старый анекдот.

Посетитель представляется в социальной службе:
— Сергей Дерьмососов. Хочу изменить паспортные данные.
— Это ваше право, — отвечают ему. — А как хотите называться?
— Альберт.

Подсознание работает, никуда не денешься.