Найти в Дзене
Просто Михална

Умереть и возродиться на Тропе Шамана не удалось. Зато сбросила два килограмма и радовалась лошадиным кучкам

Приветствую всех на канале Просто Михалны!

Хотя мои опусы о путешествии мало кому показывают, и еще меньше прочитавших их, все же закончу рассказ.

Начало здесь:

В прошлой статье мы расстались на том месте, где на Тропе Шамана, по легенде, заканчивается нелегкая зрелость с ее взлетами и падениями, и начинается совсем тяжелая пора - старость.

Вот так выглядит путь старости, вооон к той черной дырочке в скале:

По преданию, дойдя до конца Тропы, человек переживает все тяготы старости, а проход через грот Трехглазка символизирует смерть и возрождение к новой жизни.

Вообще-то , людей на Тропе Шамана было немало. Это я старалась поймать моменты, когда скалы были безлюдны, но все равно, то тут, то там кто-то попадал в кадр. Если на оборудованной Тропе Предков ходят чуть не сотни людей, то на необорудованный маршрут идут уже десятки, из которых половина поворачивает назад где-то в районе тоннеля Ухо. Это значит, по местной версии, не выдержали они кризиса середины жизни. Кризис среднего возраста, так сказать! Не судьба им обновиться и духовно возродиться.

Но мы этот кризис мужественно пропыхтели и добрались до большой Тогзасской пещеры, откуда открывался вид на ту самую Трехглазку.

Давайте подойдем к ней поближе и посмотрим, что это за зверь объект такой.

На моем фото хорошо виден самый большой глазок, и, если присмотреться, то еще один из малых - темное пятнышко на светлом фоне:

-2

Тут мы немного застопорились. Идти или не идти? Под самой Трехглазкой находятся очень нехорошие сыпухи, ходить по которым нужно в правильной обуви. Мои кроссовки себя отлично зарекомендовали (закажу себе еще вторую пару), а вот у мужа - асфальтовый вариант, совершенно не подходящий для горных троп. Он же не знал, куда я его потащу! И еще собака, которая прекрасно ходит по тропам, но вести ее надо на поводке. Скорость движения у нее выше нашей, легкий рывок поводка на спуске - и умирание на пути к Трехглазке из символического может стать вполне реальным.

-3

И усталость уже серьёзно дает о себе знать... А пить-то как хочется! В собачьей поилке два глотка осталось, и в нашей глотка три. Но, зная, что предстоит обратный сложный путь под палящим солнцем, воду бережём...

И тут навстречу нам идет молодая пара, с которой мы разошлись на развилке. Они пошли к Верхней арке, а мы - по скалам над Белым Июсом. И теперь, под Трехглазкой мы встретились! Как это?

Оказалось, что с Верхней арки есть неофициальная прямая тропа вниз, к подножию Трехглазки, и молодые люди ею спустились, а теперь планируют закольцевать маршрут. Хитренькие какие! Это они все-все-все посмотрят, а мы - нет?

- А далеко до верхней тропы? - спрашиваю я

- Нее, вообще близко. Только круто очень, местами на попе спускались! Но сыпух почти нет, так что подниматься будете безопасно, а потом к базе вообще легко спуститесь!

Заманчиво звучит? Очень даже заманчиво! Спуск вниз, по пологой тропе, где собаку можно спустить с поводка! И не скакать по обрывам, рискуя быть сдёрнутым поводком! И не надо бесконечно вверх-вниз!

И мы пошли... Ну, что я вам скажу? Да, это было действительно не очень далеко. Весь подъём, может быть, занял меньше километра. И без элементов скалолазания. И почти без сыпух. Но, черт побери, он почти вертикально вверх! Палочки сначала пришлось сложить и убрать, потом я их достала и лезла с ними на длине 45 сантиметров!

Солнце продолжало палить. Муж отдал мне последний глоток воды.

Фитнесс-браслет каждые две минуты орал, что надо срочно прекращать экстремальную тренировку, а то сдохну:

-4

В принципе, я с ним была согласна. И с превеликим удовольствием посидела бы, созерцая вот такие виды:

Где-то  в середине  подъема на небольшом пологом участке.
Где-то в середине подъема на небольшом пологом участке.

Но вода! Вода кончилась, жажда мучила неимоверно. Нашла в рюкзаке парочку абрикосов. К сожалению, не очень сочных. Запихала в пересохший рот, рассуждая, что все равно в них есть вода. И углеводы. Ощущение было, как будто жую картон.

Дрожащими ручками сняла панораму открывающихся просторов:

На последних десятках метров я шла как зомби. Шаг, шаг, остановка. Сбросить пульс хотя бы до 120. Встать и ползти дальше. Наша юная спутница ушла выше, по тропе, ведущей к смотровой площадке Верхней арки. Мы выбрались на небольшое плато и рухнули без сил. Здесь Июс уже не виден - мы обогнули большой скальный массив.

-6

Качество тропы видно на фото:

-7

Вполне проходимо, гораздо лучше, чем в районе Тогзасской пещеры. Если бы не такой крутой подъем и не жара. И еще очень колючие растения под пятой точкой!

Кстати, еще одна неприятная особенность - камушки, которые срываются из-под ног идущих впереди и выше. В меня попал, к счастью, только один. Пострадал только мощный мысок кроссовка, почти полностью взяв удар на себя...

Относительно натоптанная дорожка вела к смотровой площадке вверх. Но я уже не хотела ничего смотреть! Уберите горы, я на них уже посмотрела :)

Нет, если бы была вода, то мы бы напились, отсиделись под скалой и сходили бы до самого верха. Но воды не было, и снова вверх идти в таком состоянии уже не хотелось. Хотелось спуститься вниз, к машине, припасть в воде и пить, пить, пить! А тропы вниз не было, только вверх!

Идти наугад вниз к визит-центру мы не решились - уж слишком велика вероятность выйти на тупиковый обрыв и тогда пришлось бы снова подниматься, о нееет!

Но тут я увидела самую прекрасную в мире вещь (на тот момент)! Нет, вру, наверное, самой прекрасной вещью был бы родник. Но и эта неаппетитная штучка подняла наш боевой дух! Лошадиная кучка. Никогда в жизни я так не радовалась лошадиным какашкам! А знаете, почему? Да потому, что лошади по скалам лазать не умеют. Даже суровые хакасские коняшки. Значит, есть пологая короткая тропа вниз, есть!

И мы пошли по следам. От кучке к кучке, приглядываясь и принюхиваясь, вышли-таки на хоженную дорогу вниз! Урра, спасены! Где-то далеко внизу, километрах в двух виднелась база. Если сильно увеличить кадр, то можно ее увидеть на фото:

-8

И пошли мы к базе. Тропа стала вполне цивилизованной и шла вниз. Хотя местами немного вверх. Палочки я раздвинула на большую длину, чтобы на спуске упираться.

И снова виден Июс
И снова виден Июс

И перед развилкой еще раз вверх. Но это был уже последний рывок. Дальше можно палочки уже складывать и убирать в рюкзак. Потом немножко каменных ступенек, потом еще стопятдесят с хвостиком железных, и мы снова у визит-центра. Муж пошел поить собаку теплой водой из машины, а меня попросил купить в кафе холодной.

Я протиснулась вперед очереди, жаждущей изысканных коктейлей перед маршрутом, и хотела попросить бутылку воды без очереди и без сдачи. Открыла рот и что-то невнятно прокаркала. Поняла, что меня не поняли и ткнула купюрой в ряд бутылок в холодильнике.

Видимо, видок у меня был такой, что никто не возмутился. Зато живо поинтересовались, откуда я такая красивая замученная. После пары глотков я даже смогла рассказать будущим ходокам, откуда.

- Ну, нееет, так заколебаться мы не хотим! - решили они.

- Ну и зря! - заметила наша спутница. - Усталость пройдёт, а впечатления останутся на всю жизнь!

Очень мудрое замечание, ятакщитаю! А вы? Бывало такое, что сначала жалеешь, что ввязался в авантюру, а потом остаются прекрасные воспоминания?

Пы Сы. А вообще-то, можно было так и не убиваться. Неспешно оглядеть всю эту красоту вживую можно совсем иначе. Но это уже другая история. Рассказать? Кому интересно - рассказ здесь. Только не забудьте, пожалуйста, эту статеечку лайкнуть, если заинтересовало. Вам не трудно, а мне приятно.